Запрос на получение аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить полную версию статьи

* Обязательные для заполнения поля.

Рынок авиационного керосина

Рынок авиационного керосина характеризуется высокой локальностью производства – импорт составляет менее 1% внутреннего потребления

Смежные рынки: Рынок сжиженного природного газа, Рынок каменноугольного кокса и полукокса, Добыча, утилизация и переработка ПНГ (попутного нефтяного газа)Рынок дизельного топлива

Авиационный керосин является основным, наиболее массовым видом керосиновой фракции (температура выкипания – 180 – 220 0С).

Основное применение нефтепродукта — в качестве углеводородного топлива для летательных аппаратов с воздушно-реактивным двигателем. Однако авиакеросин служит в турбовинтовых и турбореактивных двигателях не только топливом, но также хладагентом – необходим для смазывания деталей топливных систем, что делает возможным его применение в качестве аналога ряда нефтяных растворителей (к примеру, уайт-спирит).

Реактивные топлива вырабатывают для самолетов дозвуковой авиации по ГОСТ 10227-86 и для сверхзвуковой авиации по ГОСТ 12308-89. Для дозвуковой авиации предусмотрено пять марок топлива (ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2 и РТ), для сверхзвуковой (Т-6 и Т-8В). Массовыми топливами в настоящее время являются топлива ТС-1 (высшего и первого сортов) и топливо РТ (высшего сорта).

Объем и структура рынка

В натуральном выражении, объем рынка авиационного керосина составил 8,9 млн тонн по состоянию на 2021 год.

Наблюдается некоторое снижение объемов рынка авиакеросина в 2021 году к уровню 2018 года - падение составило ░░%. Основной фактор воздействия – снижение объемов авиаперевозок (как пассажирских, так и грузовых) в 2020 году (пандемия Covid-19). Тем не менее уже в 2021 году наблюдалось некоторое восстановление объемов потребления авиатоплива (на ░░% к 2020 году), чему способствовало некоторое восстановление объемов авиасообщения. По данным ПАО «Аэрофлот», объем рынка авиаперевозок России, включая авиаперевозки иностранных авиакомпаний из пунктов России, в 2021 году вырос на ░░% по сравнению с прошлым годом и составил ░░ млн пассажиров. Уровень восстановления объемов перевозок по сравнению с 2019 годом составил ░░%.

В соответствии с прогнозом, составленным с применением метода корреляционно-регрессионного анализа на основании прогноза объема пассажирских перевозок (по данным Министерства транспорта РФ), рынок авиакеросина продолжит восстановление и достигнет к 2027 году значения в ░░ млн тонн, что на 8,5% выше уровня 2021 года (GAGR – 1,4% в год).

Рынок авиакеросина, млн тонн

Объем рынка авиакеросина в стоимостном выражении по состоянию на 2021 год составил ░░ млрд руб., что ниже уровня 2018 года на ░░%; основной фактор падения – снижение объемов авиаперевозок в связи с пандемией Covid-19. Тем не менее в докризисный период (2018 – 2019 гг.) наблюдался рост рынка в стоимости – на ░░% в год. А в 2021 году объем рынка авиакеросина восстанавливается – на ░░% к уровню 2020 года.

В соответствии с прогнозом, рынок авиакеросина в стоимости будет активно расти, и в 2027 году составит ░░ млрд руб (GAGR – ░░% в год). В 2022 году ожидается существенный рост рынка к уровню 2021 года в связи с опережающим ростом цен на все виды керосина с начала 2022 года. В 2023 году, напротив, прогнозируется некоторое снижение рынка – на ░░% к 2022 году в связи с ожиданием некоторой стабилизации уровня цен, снижением уровня цен на нефть, а также замедлением спроса на авиаперевозки.

Рынок авиакеросина, млрд руб.

Основная особенность рынка авиационного керосина – высокий уровень локализации – более 99% потребления составляет внутреннее российское производство и менее 1% – объем импорта. Доля экспорта при этом относительно большая – около 22% внутреннего российского производства.

Структура российского рынка авиакеросина

Внутреннее российское производство

Практически весь объем рынка составляет внутреннее российское производство – ░░% в среднем за период с 2018 по 2021 гг.

Средний объем внутреннего производства авиационного керосина составил за период с 2018 по 2021 гг. ░░ млн тонн.

В период с 2019 по 2020 гг. наблюдается сокращение внутреннего выпуска – значительный спад наблюдался в 2020 году (на ░░%) по причине воздействия экономического кризиса, вызванного пандемией Covid-19: сокращение уровня деловой активности, снижение общего уровня платежеспособности, снижение объемов авиаперевозок и т.д. Тем не менее в 2021 году наблюдается восстановление объемов производства.

В соответствии с географической структурой выпуска, лидирующие позиции занимают ПФО и ░░  – ░░% и ░░% соответственно. Далее – ░░ и ░░, доли которых составили ░░% и ░░% соответственно. 

Региональная структура выпуска авиационного керосина

Рынок производства авиакеросина, как и рынок любых других нефтепродуктов, традиционно является олигопольным – на нем недостаточно развита конкуренция. В сегменте производства присутствуют лишь несколько компаний, занимающих лидирующее положение: «Роснефть», «░░░░», «░░░░», «░░░░». Доля других производителей относительно невелика. Но в сфере ТЗК в аэропортах ситуация совсем неоднородная. Так, в Московском авиационном узле конкуренция развита достаточно неплохо, что естественно, потому что рынок авиаперевозок сосредоточен в основном в столице.

Экспорт и импорт на рынке авиационного керосина

Объем импорта на данном рынке составляет несущественную долю – менее ░░% рынка.

Объем экспорта в среднем за период с 2018 по 2021 гг. составлял около ░░%. За исследуемый период наблюдается тенденция роста – на ░░% в 2021 году к 2018 году. Средний объем составлял около ░░ млн тонн.

Динамика экспорта авиакеросина, млн тонн

В структуре экспорта со стороны РФ в 2021 году преобладала Великобритания (░░% общего объема поставок), далее – ░░░░ (░░%) и ░░░░ (░░%).

Структура импорта авиационного керосина

Потребление

Хозяйствующими субъектами, постоянно приобретающими авиационный керосин, являются юридические и физические лица, приобретающие указанный продукт для профессионального использования (предприятия, в том числе авиационные) или для перепродажи.

Основная отрасль потребления авиакеросина – осуществление перевозок воздушным транспортом.

Авиакеросин также может использоваться в лакокрасочной и химической промышленности (как растворитель или очищающее средство), а также в быту для обезжиривания поверхностей, разбавления вязких масляных красок и пр.

Инвестиционные проекты

По данным Цифровой платформы Инвестиционные проекты России, инвестиционная активность в отрасли нефтепереработки показывает, что по состоянию на декабрь 2022 года в отрасли реализуется ░░ проекта на сумму ░░ трлн рублей (не включая проекты, находящиеся на стадиях «Приостановлен», «Отменен», «Введен в эксплуатацию»).

Количество проектов в активной стадии реализации в отрасли  “Нефтепереработка”

Крупнейшими инвесторами в проекты на активной стадии (не включая проекты, находящиеся на стадиях "Приостановлен", "Отменен", "Введен в эксплуатацию") являются: Роснефть (░░%), ░░░░ (░░%), ░░░░ (░░%).

Крупнейшие инвесторы в отрасли “Нефтепереработка”,  2023-2037 гг

За период 1995 – 2022, в отрасли «Нефтепереработка», в эксплуатацию было введено ░░ проектов на сумму ░░ трлн рублей.

Крупнейшие инвесторы в отрасли “Нефтепереработка”,  1995-2022 гг, введенные в эксплуатацию

Подробная карта инвестиционной активности в «Нефтепереработка» представлена на портале Инвестиционные проекты России. 

Представим проекты, связанные непосредственно с организацией производства «авиационного керосина», а именно: нефтеперерабатывающие заводы (топ-5 единиц).

Инвестиционные проекты в отрасли производства нефтепродуктов (в т.ч. авиационного керосина)

Описание проекта

Инициатор

Местоположение

Объем инвестиций

Стадия проекта

Срок реализации

Модернизация нефтеперерабатывающего завода

Роснефть Самарская область  ░░ млрд руб. Модернизация 2022 – 2023

Строительство нефтеперерабатывающего завода (2-я очередь)

ALLIANCE OIL Хабаровский край  ░░ млрд руб. Планирование 2033 - 2037
Строительство комплекса глубокой нефтепереработки ГАЗПРОМ НЕФТЬ (ГАЗПРОМ) Москва  ░░ млрд руб. Строительство 2022 – 2027
Строительство нефтеперерабатывающего завода (3-я очередь) НЕФТЕХИМСЕРВИС Кемеровская область  ░░ млрд руб. Проектирование 2024 - 2029
Модернизация нефтеперерабатывающего завода (2-я очередь) ФОРТЕИНВЕСТ Оренбургская область  ░░ млрд руб. Модернизация 2022 – 2023

Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на январь 2023

Тенденции и перспективы рынка авиатоплива

К основным тенденциям потребления на рынке авиакеросина относятся:

  • постепенное снижение объемов потребления авиационного керосина российским рынком в соответствии со снижением объема авиаперевозок (влияние кризиса Covid-19 и последующих экономико-политических изменений);
  • постепенное сокращение нефтеперерабатывающими заводами объемов выпуска керосина в сторону других нефтепродуктов, однако сохранение данного вида продукта в производственной номенклатуре ввиду его высокой значимости;
  • долговременное (2020 – 2021 гг.) превышение уровня предложения авиационного керосина над уровнем спроса на данный вид топлива – как результат – накопление существенных объемов складских запасов, которые необходимо реализовывать в другие отрасли-потребления (лакокрасочная и химическая промышленность и т.д.);
  • рост цен на рынке авиакеросина на протяжении 1,5 лет – период с 2021 по 2022 гг.;
  • ожидание восстановления докризисных объемов авиаперевозок и, соответственно, объема потребления авиакеросина.

Читайте нас в Telegram