Запрос на получение аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить полную версию статьи

* Обязательные для заполнения поля.

Рынок наградной продукции

Рынок диверсифицирован

Награды выступают в качестве особой разновидности поощрения. Виды наград, утвержденные в России, представлены в самом широком спектре. Наградную атрибутику можно классифицировать по целому ряду признаков: категория награждаемых, количество награждаемых, территориальный и отраслевой признак, сфера заслуг, характер заслуг, признак квотирования, признак актуальности, признак срочности, форма. При этом наиболее распространенной классификацией является разделение наград на следующие статусы: государственные, ведомственные, общественные.

Объем и структура рынка

Совокупный объем рынка наградной продукции в 2021 году составил ░░ тыс. штук, что на ░░% ниже показателя 2020 года. Значительный прирост объема рынка в 2020 г. и последовавшее за ним снижение показателя в 2021 году связано со снижением объемов российского производства.

Объем рынка наградной продукции в 2021 году в стоимостном выражении составил ░░ млн руб., что характеризуется снижением на ░░% относительно показателя 2020 года.

Объем рынка наградной продукции в РФ, тыс. шт.

В структуре рынка 82% (░░ тыс. шт.) в натуральном выражении занимает импортная продукция.

Структура рынка наградной продукции в натуральном выражении

В структуре рынка в стоимостном выражении доля импортной продукции составляет 14% (░░ млн руб.). В целом, структура рынка наградной продукции в стоимостном выражении значительно отличается от структуры рынка в натуральном выражении. Это связано, в первую очередь, с тем, что большую часть импортируемой продукции составляют недорогие изделия из Китая. Кроме того, стоит учитывать, что самая дорогая категория наград – государственные награды – производится исключительно на территории РФ.

Структура рынка наградной продукции в стоимостном выражении

 

Производство

Рынок наградной атрибутики достаточно диверсифицирован. Большую часть рынка занимают микропроизводители, поставляющие наградную атрибутику для спортивных и корпоративных мероприятий. Количество компаний, занимающихся производством государственных и ведомственных наград, относительно мало по сравнению с компаниями, производящими прочие более недорогие категории наградной атрибутики.

При этом рынок наград федеральных органов власти (министерств, ведомств, федеральных агентств, комитетов), а также органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и коммерческих организаций не имеет ограничений (в большинстве случаев) с точки зрения свободного гражданского оборота наград, в то время как государственные награды РФ в свободном обороте участвовать не могут. Заказы на изготовление государственных наград России, СССР, их дубликатов и муляжей размещаются Управлением делами Президента Российской Федерации, а единственными исполнителями государственных заказов на изготовление государственных наград Российской Федерации определены АО «Гознак» и ФГУП Центр «Русские ремесла».

К ключевым российским производителям наградной продукции относятся АО «Гознак», ФГУП Центр «Русские ремесла», ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░.

Структура рынка наградной продукции в РФ по ключевым производителям

 

Импорт и экспорт на рынке

Объем импорта наград увеличился в 2021 году по отношению к 2020 году на ░░% и составил ░░ тыс. шт. При этом, стоит отметить, что доля импорта в общем объеме рынка в стоимостном выражении значительно отличается от доли импорта в натуральном. Это связано первую очередь с тем, что ░░% импортируемой продукции – недорогие изделия из Китая.

Объем экспорта наград из России в 2021 г. составил ░░ тыс. шт. Лидером по закупке российской наградной продукции является Китай – на его долю приходится ░░% всего объема. В частности, ░░% российской наградной атрибутики, ввозимой в Китай, составляют поставки в Гонконг.

Структура импорта и экспорта наградной продукции по странам в натуральном выражении

 

Потребление

К основным потребителям наградной атрибутики можно отнести:

  • В сегменте «Государственные награды РФ» — Управление делами Президента Российской Федерации;
  • В сегменте «Государственные награды субъектов РФ» — администрация субъекта, управление делами правительства/Государственного совета субъекта;
  • В сегменте «Ведомственные награды» — министерства, ведомства и государственные службы;
  • «Прочие награды» — ведомства РФ и субъектов РФ; городские и районные администрации и управления; комитеты физической культуры/спорта/культуры; дворцы спорта и прочие центры проведения мероприятий; учебные учреждения; коммерческие организации.

Кроме того, в качестве отдельной сферы потребления стоит выделить сегмент коллекционирования. Спрос со стороны данных потребителей распространяется на все виды наградной продукции.

Подавляющая доля закупок наградной атрибутики в стоимостном выражении приходится на федеральные и государственные учреждения (бюджетные, казенные и т.п.). Это в первую очередь связано с тем, что учреждения данного типа выступают основными потребителями как государственных, так и ведомственных наград. В эту категорию также попадают университеты и прочие федеральные бюджетные организации, выступающие заказчиками спортивных медалей. Кроме того, ░░% среди всего объема потребления наградной атрибутики занимают муниципальные организации, в число которых входят школы, администрации городов и прочие муниципальные казенные и бюджетные предприятия, выступающие потребителями как спортивных медалей, так и академических. На долю коммерческих предприятий приходится ░░%; основным предметом поставок для их нужд выступают в большинстве случаев корпоративные награды с символикой предприятий.

 Структура рынка наградной продукции по сегментам потребления

 

Тенденции и перспективы рынка

Различные сегменты рынка наградной продукции могут быть охарактеризованы различными тенденциями.

Так, в случае с сегментами государственных и ведомственных наград стоит отметить:

  • Наличие единственного заказчика государственных наград РФ, обусловившее невозможность участия данной категории продукции в свободном обороте;
  • Отсутствие упорядоченности и структурированного подхода к законодательству в системе ведомственных наград;
  • Прирост в номенклатуре как государственных, так и ведомственных наград под влиянием множества внешних и внутренних факторов.

В случае с прочими наградными изделиями (спортивными, корпоративными, академическими) может выделить следующие тенденции:

  • Большое число микропроизводителей и компаний, для которых производство наградной продукции не является основными фокусом деятельности;
  • Совершенствование технологий и материалов в сегменте, которое способствует постоянному расширению ассортимента и дизайна наградных изделий;
  • Оригинальность, персонификация и персонализация изделия — основные определяющие факторы для потребителей.

Кроме того, для рынка наградной продукции в целом характерен нестабильный спрос, ежегодные колебания которого напрямую зависят от различных масштабных событий и мероприятий, проводимых на территории страны.

В ближайшие годы ожидается дальнейшее колебание динамики рынка наградной продукции. Это связано со множеством внутренних и внешних факторов, таких как структурные изменения внутри министерств и ведомств, оказывающие влияние на их наградную политику, стимулирование развития спорта за счет государственных программ, стабилизация на рынке после пандемии. Кроме того, ожидаем значительный прирост в 2022 году сегмента государственных (военных) наград в силу текущей геополитической ситуации.

 

Читайте нас в Telegram