Запрос на получение аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить полную версию статьи

* Обязательные для заполнения поля.

Рынок объектов придорожного сервиса

Только 18% объектов – комплексные придорожные сервисы

Объекты придорожного сервиса (далее – ОДС) – это здания и сооружения, расположенные на придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пункты питания, торговли и т.д.).

Развитие ОДС – одно из ключевых направлений Транспортной стратегии России на период до 2030 года, а также одна из наиболее перспективных задач Федерального дорожного агентства (Росавтодор).

Основа развития придорожного сервиса – создание многофункциональных зон (далее – МФЗ), представляющих собой имущественные комплексы, состоящие из совокупности объектов дорожного и придорожного сервиса.

Уникальность МФЗ заключается в аккумуляции всех необходимых придорожных объектов в одном месте с целью предоставления целого комплекса услуг.

Объем российского рынка

По состоянию на 2021 год, объем рынка объектов придорожного сервиса составлял ░░ единицы. 

Условно, рынок придорожного сервиса можно разделить на одиночные и комплексные (включающие несколько предприятий) придорожные объекты.

Концепция «комплексности» предлагаемых придорожных услуг реализуется не повсеместно. Доля придорожных комплексов, включающих два объекта: АЗС или АГЗС и 1 объект (мотель, пункт общественного питания, СТО и т.д.), составляет ░░%; доля придорожных комплексов, включающих 3 объекта и более, составляет ░░%. На долю одиночных придорожных объектов приходится ░░% общего объема рынка.

Структура рынка объектов придорожного сервиса

По функциональному назначению, ядром рынка являются автозаправочные и автогазозаправочные станции (далее – АЗС и АГЗС), их доля в общем объеме составляет ░░%, далее – одиночные пункты общественного питания (░░%) и предприятия торговли (░░%). По составным инфраструктурным предприятиям рынок консолидирован – всего на топ-3 одиночных придорожных объекта приходится около ░░% общего объема рынка. 

 Структура рынка объектов придорожного сервиса (функциональное назначение)

Наименее популярными одиночными объектами придорожного сервиса, располагающимися вдоль трасс, являются: медпункты, аптеки, кемпинги, моечные пункты, мотели, СТО и площадки для отдыха – их доля составляет 18% общего количества одиночных придорожных объектов.

Одиночные объекты придорожного сервиса

Потенциал развития рынка

Развитие придорожной инфраструктуры осуществляется Росавтодором и подведомственными учреждениями в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов дорожного сервиса.

Согласно Генеральной схеме ОДС, на федеральных трассах планируется разместить более ░░ объектов дорожного сервиса, в том числе:

  • ░░ площадок для отдыха;
  • ░░ многофункциональных зон (МФЗ);
  • ░░ автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС);
  • ░░ станций технического обслуживания (СТО);
  • ░░ мотелей;
  • ░░ пунктов питания;
  • ░░ автозаправочных станций.

Потенциальный рост объемов рынка придорожного сервиса составляет ░░ объекта (или ░░%) в период до 2030 года.

Проблемы функционирования придорожного сервиса в России и пути их решения

Проблемы, связанные с функционированием придорожного сервиса, включают:

  • низкий уровень сервиса;
  • неравномерное размещение объектов дорожного сервиса на трассах федерального и регионального назначений;
  • дефицит объектов, оказывающих комплексное обслуживание;
  • отсутствие информации о размещении объектов, их составе и качестве оказываемых услуг;
  • отсутствие полной нормативно-правовой базы, охватывающей все сферы развития данного рынка (по состоянию на 2022 год, разработан, но не утвержден ГОСТ «Многофункциональные зоны дорожного сервиса»).

Данные проблемы постепенно решаются через принятие ряда важных стратегических документов, отражающих поэтапное и комплексное видение дальнейшего размещения объектов придорожного сервиса с учетом размещения уже существующих придорожных объектов и их связанности между собой, а также с учетом увеличения транспортной подвижности населения. Примером подобной стратегический инициативы выступает Концепция комплексного размещения, реконструкции и обустройства дорожного сервиса в составе многофункциональных зон (МФЗ) в полосах отвода и придорожных зонах.

Инвестиционные проекты на рынке

Развитие транспортной инфраструктуры (в том числе дорожной и придорожной) осуществляется как компаниями с государственным участием, так и частными инвесторами.

По состоянию на 2022 год, в подотрасли «Объекты транспортной инфраструктуры» осуществляется 99 проектов на сумму ░░ млрд руб. (по данным портала investprojects.info). Крупнейшие инвесторы (крупные холдинги): РЖД (░░% в общем объеме инвестиций), ░░░░ (░░%), ░░░░ (░░%), ░░░░ (░░%), ░░ (░░%) и ░░░░ (░░%).

Крупнейшие инвесторы в отрасли объекты транспортной инфраструктуры

Подробная карта инвестиционной активности в подотрасли «Объекты транспортной инфраструктуры» представлена на портале Инвестиционные проекты России.

По данным портала «Инвестиционные проекты России», по состоянию на апрель 2022 года, на активных стадиях реализации («предпроектные проработки», «проектирование», «подготовка к строительству», «строительство», «модернизация», «планирование») находится ░░ частных инвестиционных проекта с объемом инвестиций ░░ млрд руб.

Количество проектов в активной стадии реализации в отрасли объекты транспортной инфраструктуры

Представим ряд проектов, непосредственно связанных с развитием дорожной инфраструктуры.

Инвестиционные проекты развития транспортной (дорожной) инфраструктуры

Описание проекта

Инвестор

Местоположение

Объем инвестиций

Стадия проекта

Срок реализации

Строительство сети метановых АГНКС и сервисного центра для грузового транспорта

ООО «Сибнефтехимтрейд» Тюменская область ░░ млрд руб. Проектирование 2021 – 2025

Расширение ремонтно-производственной базы

ООО «РПБК» Республика Саха (Якутия) ░░ млрд руб.

Строительство (внутренние и инженерные работы)

2020 – 2024

Строительство центра сервисного обслуживания газомоторной техники

ООО «Ретракс» Омская область ░░ млрд руб.

Строительство (нулевой цикл)

2020 – 2023
Строительство сервисного центра по обслуживанию грузовой техники ООО «Нейс-юг» Ставропольский край ░░ млрд руб. Проектирование 2020 – 2024
Строительство газозаправочного комплекса и автосервисного предприятия АО «РАРИТЭК ХОЛДИНГ» Свердловская область ░░ млрд руб. Планирование 2021 – 2026
Строительство комплекса техобслуживания грузовиков ООО «Ространсавто» Республика Адгея ░░ млрд руб. Строительство (внутренние и инженерные работы) 2020 – 2023
Строительство комплекса техобслуживания грузовиков ООО «Ространсавто» Белгородская область ░░ млрд руб. Подготовка к строительству 2019 – 2023

Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на апрель 2022

Тенденции и перспективы рынка

К основным тенденциям и перспективам развития рынка придорожного сервиса относятся:

  • Расширение числа объектов придорожного сервиса, строительство кемпингов, станций технического обслуживания, площадок для отдыха, стоянок на основе логистического подхода.
  • Повышение уровня качества предоставляемых услуг (в том числе: обеспечение безопасности услуг, повышение уровня обслуживания потребителей, контроль качества предоставляемых услуг).
  • Развитие проектов и разработок, направленных на улучшение качества дорог.
  • Развитие проектов государственно-частного партнерства, активное привлечение предпринимателей в развитие дорожной инфраструктуры.

Развитие нормативно-правового регулирования объектов придорожного сервиса (принятие ГОСТа «Требования к многофункциональным зонам дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог Государственной компании «Автодор», изменение законодательной базы по «примыканиям» объектов к дорогам и т.д.).

Читайте нас в Telegram