Запрос на получение аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить полную версию статьи

* Обязательные для заполнения поля.

Рынок судовых пропульсивных комплексов

наблюдается отрицательная динамика импорта

Пропульсивная система (от англ. propulsion – движение) – силовой комплекс, объединение движительного и рулевого комплекса судна в одном агрегате, используемое для повышения эксплуатационных и маневренных характеристик судна. Пропульсивная система является исполнительной частью главной энергетической установки судна. Винторулевые колонки (ВРК), подруливающие устройства (ПУ) и винты регулируемого шага (ВРШ) представляют собой типы пропульсивных систем и используются в судах различных видов.

Объем и структура рынка

По состоянию на 2015 год, российский рынок пропульсивных систем импортозависим.  По данным ФТС, в 2015 году объем импортных поставок пропульсивных систем и их элементов составил около ░░░ ед. на сумму порядка ░░ млрд руб.

Структура импортных поставок судовых пропульсивных систем по видам оборудования, ед.

Производители ВРК и ВРШ

В России серийное производство винтов и винторулевых колонок началось в 1954 году, и по состоянию на 2015 год изготовлено более ░░░ тыс. ВРШ диаметром 1,0-7,5 м и мощностью от 200 до 40 000 л. c. В настоящее время производством занимается «ЦС «Звездочка» («Центр пропульсивных систем»).

В мире производством ВРК в основном занимаются крупные многопрофильные компании, у которых собственно ВРК являются лишь одним из видов машиностроительной продукции. В настоящее время основными мировыми производителями ВРК, ВРШ, водометных движителей и т.д. судовых систем являются следующие предприятия: Steerprop и Rolls-Royce (в 2014 году – объем поставок в РФ у каждой компании – свыше ░░ млрд руб., в 2016 году ≈░░░ млрд руб.), Schottel (ок. ░░░ млрд руб. в 2014 и 2015 году). В РФ также поставляются РВК таких мировых производителей, как Kawasaki, Wartsila, Finnoy, НRP и пр. Динамика импорта с 2013 по 2015 год отрицательная, что связано со снижением объема судостроения в РФ в этот период.

Динамика импортных поставок судовых пропульсивных систем, млрд руб.

Потребление

ВРК и другие компоненты пропульсивных систем имеют широкий диапазон применения в зависимости от типов судов. Они устанавливаются на круизных лайнерах, контейнеровозах, танкерах арктического типа, ледоколах, паромах, десантных вертолётоносцах, гидрографических и рыбодобывающих судах, а также судах технического флота, буксирах, плавкранах, вспомогательных плавсредствах и самоходных буровых платформах.

В настоящее время в состав российской судостроительной отрасли с учетом Крымского федерального округа входят ░░░ предприятия с общей численностью работающих ░░░ тыс. человек.

в Северо-Западном федеральном округе сосредоточены ░░░% предприятий и организаций судостроительной отрасли, включая наиболее крупные предприятия с объемом выпуска продукции более ░░ млрд руб. в год, ░░░% – в Приволжском федеральном округе, ░░░% – в Центральном и ░░░% – в Дальневосточном.

Крупные судостроительные предприятия РФ

Наименование предприятия

Специализация

Регион

Совладельцы

АО «Балтийский завод»

Ледоколы с ЯЭУ г. Санкт-Петербург АО «ОСК»

АО «ПО «Севмаш»

Военное судостроение (подводные лодки) Архангельская облпсть,
г. Северодвинск
АО СЦСС (45,8%) головная
компания АО «ОСК»

АО «Адмиралтейские верфи»

Военное судостроение (подводные лодки),
ледоколы с ДЭУ, танкеры, буксиры,
научно-исследовательские суда
г. Санкт-Петербург АО «ОСК» (11%)
и Росимущество (43,1%)

АО «Центр Судоремонта «Звездочка»

Военное судостроение (подводные лодки),
суда ледового класса, буксиры,
рыболовецкие траулеры
Архангельская облпсть,
г. Северодвинск
АО «ОСК»

АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»

Военное судостроение рыболовные
траулеры, буксиры, паромы, сухогрузы,
научно-исследовательские суда
г. Калининград АО «ОСК»

ПАО «Судостротельный завод «Северная верфь»

Военное судостроение, ледоколы с ДЭУ,
рыболовецкие суда, суда снабжения
морских буровых платформ
г. Санкт-Петербург АО «ОСК»

Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России»

Инвестиционные проекты в отрасли

С 2012 года в России объявили о намерении реализовать инвестиционные проекты в сфере строительства ВРК два крупных судостроительных предприятия: АО «ЦС «Звездочка» и ПАО «Пролетарский завод».

Филиал АО «ЦС «Звездочка» – НПО «Винт» – в рамках федеральной целевой программы развития гражданской морской техники разработал и в ближайшем будущем должен приступить к серийному производству аналога колонки Rolls-Royce «Aquamaster» – ВРК марки ДРК-3500 мощностью 3,5 МВт.

ПАО «Пролетарский завод» намерен специализироваться на ВРК с передаваемой мощностью до 1 МВт.

ОАО «ЦС «Звездочка» планирует на первоначальном этапе освоить производство ВРК с передаваемой мощностью в пределах 1-10 МВт, а затем и большей.

В 2016 году «Роснефть» и американская General Electric (GE) подписали программу долгосрочного сотрудничества. Они планируют построить на Дальнем Востоке два завода:

  • один – по производству винторулевых колонок для судов,
  • второй – выпускающий электротехническое судовое оборудование.

Первоочередной задачей заводов будет обеспечение оборудованием судостроительного кластера, развивающегося вокруг ООО «ССК «Звезда», в перспективе они могут выйти и на глобальные рынки. Первые двигатели предполагается поставить уже к началу 2018 года.

В целом в период с 2012 по 2017 год, по данным Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России», реализуется около 20 проектов по модернизации, реконструкции, техническому перевооружению судостроительных предприятий.

Инвестиционные проекты в отрасли судовых пропульсионных комплексов

Описание проекта

Инвестор

Местоположение

Объем инвестиций

Стадия проекта

Срок реализации

Реконструкция производственных
мощностей судоремонтного завода

Филиал «Судоремонтный
завод «Красная Кузница»
ОАО «ЦС «Звездочка»
Архангельск ░░ млн руб. Предпроектные
проработки
с 2014

Реконструкция судостроительного
завода

Филиал «35 судоремонтный
завод» ОАО «ЦС «Звездочка»
Мурманск ░░ млн руб.

Проектирование

с 2016

Модернизация судостроительного
завода

Филиал «Севастопольский
морской завод» АО «ЦС
«Звездочка»
Севастополь ░░ млн руб.

Модернизация

с 2016

Реконструкция и техническое
перевооружение производственных
мощностей судостроительного
завода

Филиал «Астраханский
судоремонтный завод»
АО «ЦС «Звездочка»
Астрахань ░░ млн руб. Подготовка
к строительству
с 2016

Техническое перевооружение
производственных мощностей
судоремонтного завода

ОАО «ПО «Севмаш» Архангельская
область
░░ млн руб. Строительство с 2016

Создание центра строительства
крупнотоннажных морских
сооружений

ООО «Кольская верфь»
(ОАО «Новатэк»)
Мурманская
область
░░ млн руб. Проектирование 2015-2017

Строительство судостроительного
завода

ООО «Среднерусская
речная компания»
Ростовская
область
░░ млн руб.  Предпроектные
проработки 
 с 2016
Строительство судостроительно
-судоремонтного завода
ОАО «Азовская судоверфь» Ростовская
область
░░ млн руб.  Подготовка
к строительству
2014 
Модернизация судоремонтного
-судостроительного завода
ОАО «ЛОРП» Республика
Саха (Якутия)
░░ млн руб.  Проектирование с 2015 
Строительство судостроительного
комплекса
ОАО «ДВЗ «Звезда» Приморский
край
 н.д. Строительство с 2016 
Создание производства
крупносекционной сборки
рыболовецких судов
ООО «Невельский судоремонт»
/ HanJoong Ship Machinery
Сахалинская
область
░░ млн руб.  Модернизация   2016-2018
Техническое перевооружение
производства судостроительного
завода
ОАО «СНСЗ» Санкт-Петербург ░░ млн руб. Строительство 2015-2018 
Реконструкция и техническое
перевооружение корпусных цехов
металлического судостроения
судостроительного завода
ОАО «СНСЗ» Санкт-Петербург н.д.  Модернизация  2016-2018 
Техническое перевооружение
судового машиностроительного
завода
АО «Пролетарский завод» Санкт-Петербург н.д.   Модернизация   с 2016
Реконструкция судостроительной
верфи
АО «Адмиралтейские верфи»  Санкт-Петербург ░░ млн руб. Строительство  2012-2017 
Реконструкция судостроительного
комплекса
ПАО «Северная верфь»  Санкт-Петербург н.д.  Подготовка
к строительству 
с 2015 
Модернизация производства
судостроительного завода
АО «ВСЗ»  Ленинградская
область 
н.д.  Модернизация  2009-2020 
Реконструкция судостроительного
завода
АО «ПСЗ «Янтарь»  Калининград  н.д.  Модернизация  2016-2018 

Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на ноябрь 2016 года

Тенденции рынка

Эксперты рынка судостроения отмечают, что, в связи с изменением глобального рынка судостроения и предъявления к судам новых более жестких требований по уровню шума, экологичности, маневренности, а также в связи с постоянно возрастающим уровнем конкуренции, современные суда требуют обязательного применения на них в качестве главных движителей и средств активного управления судном новых типов пропульсивных систем: винторулевых колонок, подруливающих устройств и винтов регулируемого шага. Анализ тенденций импортозамещения, а также рост спроса, связанного с загрузкой мощностей судостроительной отрасли, позволяет специалистам Инвестиционно-аналитической группы ПКР сделать вывод, что дизельные двигатели останутся востребованными в широком мощностном диапазоне от 5 кВт (двигатели спасательных шлюпок, аварийные дизель-генераторы и т.д.) до 5-10 МВт (главные двигатели крупнотоннажных нефтеналивных судов и сухогрузов).

Читайте нас в Telegram