Запрос на получение аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить полную версию статьи

* Обязательные для заполнения поля.

Рынок железнодорожного машиностроения

Пережили 2020 год - снижение рынка только на 9%

В номенклатуру продукции, производимой предприятиями железнодорожного машиностроения, входят локомотивы (тепловозы магистральные (грузовые и пассажирские), тепловозы маневровые, электровозы магистральные (грузовые и пассажирские), газотепловозы и газотурбовозы, электровозы промышленные и рудничные), вагоны грузовые (полувагоны, цистерны, платформы, крытые вагоны, изотермические вагоны, прочие), вагоны пассажирские (магистральные пассажирские вагоны локомотивной тяги, электропоезда и дизель-поезда, скоростной подвижной состав (141-200 км/ч), высокоскоростной подвижной состав (свыше 200 км/ч), вагоны метрополитена, рельсовые автобусы, трамвайные вагоны), путевая техника.

Объем и структура рынка ж/д машиностроения

В 2020 году объем рынка продукции железнодорожного машиностроения продемонстрировал падение на 9%, в стоимостном выражении объем рынка составил ░░ млрд руб. (в ценах производителей, без НДС).

Рынок продукции железнодорожного машиностроения в РФ

Структура рынка продукции железнодорожного машиностроения

Импортные поставки непосредственно продукции ж/д машиностроения (то есть подвижного состава и частей, которые декларируют как части локомотивов или подвижного состава) составляют около 7% в объеме рынка.

Однако, части, агрегаты и узлы, которые используются для производства вагонов и локомотивов (например, двигатели, тормозные системы и пр.), согласно данным экспертов рынка, остаются импортными на 60-70%, а, следовательно, импортозависимость отрасли остается высокой.

Производство в РФ

По данным Росстата, объем отгрузки продукции железнодорожного машиностроения в 2020 году составил ░░ млрд рублей, снизившись на 8%.

По данным ИПЕМ, в 2019 г. наиболее динамично росли сферы производства путевой техники ( ░░ млрд руб., +77,6% к 2018 году), локомотивостроения ( ░░  млрд руб., +56,6%) и производства моторвагонного подвижного состава ( ░░ млрд руб., +19,3%).

В 2020 году в РФ было произведено более 66 тыс. единиц подвижного состава, показатель уменьшился на 24% относительно 2019 года. Основную долю составили вагоны грузовые магистральные широкой колеи (которые включают, полувагоны, вагоны-платформы, цистерны, хопперы и пр.) –  ░░. Среди продукции ж/ж машиностроения, произведенной в России, в 2020 году наибольшее снижение продемонстрировал основной вид подвижного состава – вагоны грузовые магистральные, в частности, производство полувагонов снизилось на ░░ , вагонов-платформ – на ░░ , при этом, выпуск вагонов-цистерн увеличился на ░░ .

Структура российского производства подвижного состава

Основные участники рынка

Железнодорожную отрасль РФ формируют 7 ведущих компаний:

  • 3 ведущие транспортные компании: «РЖД», «Глобалтранс», «ТрансКонтейнер»;
  • 4 производителя ж/д техники: «Трансмашхолдинг», Группа «Синара», НПК «ОВК», «Концерн «Уралвагонзавод».

Крупнейшие производители подвижного состава

В целом, производством продукции железнодорожного машиностроения в РФ занимаются порядка 1 450 компаний, более 200 компаний поставляют импортную продукцию.

Исходя из анализа базы ФТС, ввозу подлежат следующие виды продукции ж/д машиностроения: цельнокатаные колеса, боковые рамы тележек, оси колесных пар, детали и узлы для тормозной, ходовой и тяговой систем, части двигателей, подъемные механизмы, сцепные устройства.

Рассмотрим подробнее ключевых участников рынка продукции железнодорожного машиностроения.

Российские Холдинги сферы железнодорожного машиностроения

Иностранные компании, производители деталей и узлов для железнодорожного машиностроения

Относительно импортных поставок продукции железнодорожного машиностроения, отметим, что Украина продолжает лидировать в качестве страны-отправления при импортных поставках продукции железнодорожного машиностроения, в частности, компания «Интерпайп НТЗ» занимает наибольшую долю в поставках по итогам 2020 года. При этом, в конце 2020 года подписано Постановление Правительство, запрещающее ввоз на территорию России нескольких наименований железнодорожных запчастей из Украины: оси для железнодорожных колес диметром 710 мм и более (в собранном или разобранном виде), колесные пары, колеса и заготовки для них, боковые литые рамы для тележек грузовых вагонов и надрессорные балки для них.

Потребление

Крупнейшие потребители подвижного состава в РФ

Инвестиционные проекты

По данным Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России», в сфере железнодорожного машиностроения, по состоянию на март 2021 года, реализуется 16 инвестиционных проекта на общую сумму ░░ млрд рублей. Наиболее крупные проекты представлены в таблице.

Наиболее крупные инвестиционные проекты на рынке железнодорожного машиностроения

Описание проекта

Инвестор

Местоположение

Объем инвестиций

Стадия проекта

Срок реализации

Строительство вагоноремонтного завода

ООО «РЕИЛГО» Республика
Башкортостан
░░ млрд руб. Предпроектные
проработки
2019-2028

Строительство производственного комплекса для выпуска высокоскоростных электропоездов

ООО «УРАЛЬСКИЕ
ЛОКОМОТИВЫ»
Свердловская
область
░░ млрд руб.

Предпроектные
проработки

2020-2023

Строительство завода по производству тормозных систем для железнодорожного транспорта

ООО «КНОРР-БРЕМЗЕ
1520»
Ленинградская
область
░░ млрд руб.

Строительство

2019-2020

Создание научно-производственного комплекса в сфере железнодорожного машиностроения

АО «ТУЛАЖЕЛДОРМАШ» Тульская
область
░░ млрд руб. Модернизация 2018-2020

Создание производства трамвайных вагонов

АО «КАЛУЖСКИЙ
ЗАВОД ПУТЕВЫХ МАШИН
И ГИДРОПРИВОДОВ»
Калужская
область
░░ млрд руб. Предпроектные
проработки
2020-2026

Модернизация и расширение вагонного производства

АО «РУЗАЕВСКИЙ ЗАВОД
ХИМИЧЕСКОГО
МАШИНОСТРОЕНИЯ»
Республика
Мордовия
░░ млрд руб. Планирование 2019-2024

Строительство вагоноремонтного завода

ООО «ГРУЗОВАЯ
КОМПАНИЯ НОВОТРАНС»
Ленинградская
область
░░ млрд руб.   Строительство 2019-2021 

Создание линии производства электропоездов

ОАО «ТВЕРСКОЙ
ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ
ЗАВОД»
Тверская
область
░░ млрд руб.   Строительство  2015-2024

Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на март 2021 года

Тенденции развития рынка железнодорожного машиностроения

Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности до 2024 года и на период до 2035 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 06.06.2020 № 1512-р. По оценкам ИПЕМ, представленные в документе целевые показатели по выпуску ряда видов подвижного состава до 2035 года в финансовом значении эквиваленты ░░ трлн руб. (в среднем ░░ млрд руб. в год, в ценах 2020 года). Среди заложенных в стратегии целевых показателей наибольшие доли составят производство грузовых вагонов (░░ трлн руб., ░░%) и электровозов (░░ трлн руб., ░░%). В Стратегии также заложен выпуск в 2020-2035 годах локомотивов на газомоторном топливе, стоимость которых оценивается свыше ░░ млрд руб.

Планы РФ по выпуску подвижного состава предполагают, что в ближайшие 15 лет Россия будет занимать около ░░% мирового рынка производства железнодорожной техники с учетом трамваев, вагонов метро и путевой техники. Основное потребление будет приходиться на внутренний спрос.

Специалисты рынка отмечают следующие важные проблемы отрасли железнодорожного машиностроения:

  • Высокий уровень потенциального спроса на продукцию, в том числе инновационную, транспортного машиностроения, при отсутствии финансовой возможности удовлетворить данный спрос в долгосрочной перспективе.
  • Недостаточный уровень конкурентоспособности производимых в Российской Федерации дизельных двигателей и их компонентов, а также современных отечественных разработок в этой области.
  • Неразвитость отечественного рынка ключевых современных комплектующих для подвижного состава и отсутствие производства отдельных видов высокотехнологичных комплектующих.

Читайте нас в Telegram