Запрос на получение статьи

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить полную версию статьи

* Обязательные для заполнения поля.
03.02.2023
Деньги к деньгам. Как Петербург привлекает инвесторов

Деньги к деньгам. Как Петербург привлекает инвесторов

По итогам года Петербург занял пятую строчку в рейтинге регионов России по объему инвестиций, привлеченных в новые производственные проекты. «Новый проспект» обсудил с экспертами сильные и слабые стороны инвестиционной привлекательности города.

Согласно данным на конец января цифровой платформы Investprojects от инвестиционной группы «Профессиональные комплексные решения» (ПКР), Петербург входит в пятерку ведущих регионов России по объему заявленных инвестиций в новые проекты: здесь анонсированы или уже реализуются 120 проектов на общую сумму 491,4 млрд рублей.

Рейтинг регионов по объему инвестиций в промышленность

Гонка за лидером

На первом месте в рейтинге находится Татарстан с объемом инвестиций 757,8 млрд рублей. Он стал лидером благодаря таким крупным проектам, как строительство этиленового завода (169,5 млрд рублей), расширение производства аммиака и карбамида (126,4 млрд рублей), создание производства композитных материалов (80 млрд рублей).

Эксперты объясняют инвестиционные успехи Татарстана двумя причинами. Первая — наличие крупной особой экономической зоны, вторая — активность региональных властей.

«За последние 5 лет регион сумел создать для инвесторов лучшие условия. Он также активно участвует в программах, предполагающих получение федеральных субсидий на реализацию новых проектов», — комментирует президент НИУ ВШЭ в Петербурге Александр Ходачек.

В пятерке лидеров рейтинга ПКР также Приморский край (745,7 млрд рублей), Красноярский край (707,5 млрд рублей) и Пермский край (503,8 млрд рублей).

Верфь, лекарства и машины

Петербург замыкает первую пятерку рейтинга благодаря крупным проектам, сроки реализации которых еще не определены. Это строительство новой верфи в Кронштадте за 200 млрд рублей и проект ГК «ОСК» по созданию центра машиностроения и логистики за 20 млрд рублей.

Есть, правда, и проекты, которые уже находятся в стадии реализации. Например, ОДК «Климов» готовится к строительству производства двигателей в особой экономической зоне города.

Петербургский тракторный завод проектирует новое предприятие комплектующих для сельхозтехники за 10 млрд рублей, а предприятие «Фармасинтез-Норд» приступает к расширению производства за 13,8 млрд рублей. Есть проект расширения стоимостью 10 млрд рублей и у петербургского фармпроизводителя Solopharm.

Экономика выше среднего

Эксперты по-разному оценивают итоги инвестиционной активности в Петербурге в прошлом году и перспективы этого года.

Александр Ходачек из НИУ ВШЭ считает, что для серьезных выводов нужно смотреть статистику в динамике хотя бы за последние 3 года, поскольку из-за эпидемии ковида многие показатели оказались «смазанными».

«Если изучить показатели экономического развития Северо-Запада за этот период, то их можно считать неплохими по сравнению с другими федеральными округами: и по индексу промышленного производства, и по вводу жилья, и по результатам работы аграрно-промышленного комплекса», — говорит Александр Ходачек.

При этом у Петербурга, по его словам, показатели экономического развития всегда были выше, чем в среднем по России. Эксперт уверен, что Петербург в этом году сохранит и увеличит инвестиционную активность в первую очередь за счет эффективных мер поддержки местной промышленности (в частности, за счет докапитализации регионального Фонда развития промышленности), а также за счет плотного сотрудничества с федеральным центром и расширения особой экономической зоны.

Город-порт в группе риска

Другие эксперты указывают на то, что статус портового города сыграл (и, похоже, еще сыграет) негативную роль в развитии Петербурга. Профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Скоробогатов полагает, что инвестиции в Петербурге могли просесть, потому что экономика города больше, чем в других регионах, завязана на торговлю с Европой.

О тесной связи экономики Петербурга с морскими перевозками и работой порта говорит и Дмитрий Тортев, член Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок и закупок госкорпораций комитета по защите конкуренции Госдумы РФ.

«В первую очередь Петербург — это город-порт. Динамика инвестиций здесь очень сильно зависит от того, как себя чувствует данная отрасль хозяйства. Положительная динамика здесь достигается исключительно работой частного бизнеса», — говорит он.

Тем временем оборот контейнеров в портах Петербурга упал за год почти на 75% (в отдельных терминалах снижение достигает почти 100%). «Такое положение дел крайне негативно сказывается как на экономике города и Северо-Запада, так и страны в целом», — добавляет Дмитрий Тортев.

По мнению эксперта, от полного коллапса отрасль спасает относительное снижение спроса на перевозки, связанное с уходом больших иностранных грузоотправителей. «Есть ли у властей Петербурга государственная потребность в поддержке портовой отрасли и могут ли здесь быть использованы механизмы специальных инвестиционных контрактов, это большой вопрос», — отмечает Дмитрий Тортев.

Ставка на офсетные контракты

В поисках новых возможностей для расширения инвестиционной политики правительство Петербурга обратилось к новому для города формату офсетных государственных контрактов. Между тем в Москве такой порядок заключения долгосрочных контрактов со встречными обязательствами уже хорошо себя зарекомендовал.

Смольный, в частности, собирается с помощью офсетных контрактов развивать фармкластер. Туда будет привлечено более 4,3 млрд рублей. Будет создано производство нескольких препаратов, аналогов которым на рынке нет.

«Если соблюдать правила конкуренции и привлекать к оценке рисков и возможностей подобных проектов профессионалов из экспертного сообщества, инвесторы охотно пойдут в эту нишу», — уверен Дмитрий Тортев.