Запрос на получение статьи

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить полную версию статьи

* Обязательные для заполнения поля.
20.06.2022
План вертикального подъема

План вертикального подъема

«ОДК-Климов» поставили задачу производить двигатели за всех

АО «ОДК-Климов» вошло в состав резидентов особой экономической зоны «Санкт-Петербург» с бизнес-планом строительства производственно-конструкторского комплекса. Здесь компания планирует кратно нарастить выпуск серийных вертолетных двигателей, а также новых моделей для «Ансат», Ка-226 и Ка-62 и для гражданской авиации, направленных на замещение поставки иностранной техники. Инвестор не раскрывает объем производства, однако аналитики оценивают возросшие потребности в двигателях в России в сотни единиц. «ОДК-Климов» планирует вложить в новую площадку 37,7 млрд рублей, львиная доля которых, по словам собеседников «Ъ-СПб», пойдет на НИОКР.

АО «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию «Ростеха») планирует к 2026 году создать в петербургской ОЭЗ предприятие по разработке и производству двигателей, рассказали «Ъ-СПб» в компании. На площадке «Новоорловская» ей будет предоставлен участок 4,9 га под строительство производственно-конструкторского комплекса на 30 тыс. кв. м, а также корпуса разработки и производства систем автоматического управления (САУ) на 4 тыс. кв. м. Здесь компания планирует значительно увеличить выпуск серийных двигателей (ВК-2500, ТВ7-117В), а также поставить на производство новые продукты (ВК-650В для вертолетов «Ансат» и Ка-226, ВК-1600В — для Ка-62). Плановый объем вложений составит 37,7 млрд рублей, окупить их инвестор рассчитывает менее чем за 14 лет. Источники инвестиций, как и точные объемы производства «ОДК-Климов» не раскрывает.

Существующая производственная площадка расположена в Петербурге (Шувалово) и выпускает более 300 двигателей в год, говорят в «ОДК-Климов», однако нарастить на ней объем выпуска под нынешние нужды госзаказа и коммерческих эксплуатантов невозможно. Мощности в ОЭЗ позволят работать над проектами в рамках НИОКР и над новыми продуктами без ущерба для серийной программы, подчеркивают там. Выручка предприятия за 2021 год, по собственным оценкам, составила 27,1 млрд рублей.

По словам собеседников «Ъ-СПб», на НИОКР пойдет львиная доля инвестиций компании — около 30 млрд рублей. Перед предприятием поставлена задача обеспечить двигателями не только вертолеты, но гражданскую авиацию, с началом спецоперации в Украине оставшуюся без иностранных поставщиков.

Сейчас, говорят в пресс-службе ОЭЗ, ключевыми заказчиками АО «ОДК-Климов» являются холдинговая компания АО «Вертолеты России» (ВР), АО «УЗГА» и ПАО «Ил».

По данным Государственного реестра гражданских воздушных судов, на 15 июня 2022 года в России эксплуатируются 2813 вертолетов, около 70% которых — российского производства, из них 90% произведены предприятиями холдинга «Вертолеты России». Среди зарубежных производителей в России представлены вертолеты Robinson (США), Airbus Helicopters (Франция) и Bell (США), комментируют в инвестиционно-аналитическом агентстве «Профессиональные комплексные решения». На мировом рынке суммарная доля последней тройки превышает 70%, доля АО «Вертолеты России» — примерно 8%. В планах холдинга на период 2021–2025 годов — выпуск более 1,1 тыс. машин (в 2021 было произведено 185 вертолетов, цель на 2022-й — 311). Поставщиками двигателей для АО до недавнего времени выступали как АО «ОДК-Климов», так и Pratt & Whitney (США, Канада), Safran Helicopter Engines (Франция).

«Холдинг АО “Вертолеты России»” выпускает в среднем 200 вертолетов в год (гражданские и военные, в том числе на экспорт), необходимо производить порядка 250 двигателей на случай ремонтных работ или замены агрегатов на выпущенных ранее машинах»,— оценивает потребность финансовый аналитик, автор стратегий автоследования ФГ «Финам» Дмитрий Марков. По его мнению, с учетом опыта и существующих работоспособных аналогов, АО «ОДК-Климов» за несколько лет способно заместить и двигатели Pratt & Whitney для «Ансатов», и Safran для Ка-226 и Ка-62.

В сегменте двигателей для турбовинтовых самолетов малой вместимости (40–60 кресел) для региональной авиации основной спрос в ближайшем будущем будет формироваться заводами «Ил» и «Уральским заводом гражданской авиации» (УЗГА), продолжают в ПКР. Первый планирует в марте 2023 года сертифицировать модель регионального самолета ИЛ-114-300 (вместимость 60–80 человек), УЗГА завершает ОКР по разработке регионального самолета ТВРС-44 «Ладога» вместимостью 30–40 человек. На этих самолетах будут применяться турбовинтовые двигатели разработки АО «ОДК-Климов». «Минимальная потребность в региональных самолетах российского производства превышает 150 единиц, всего же в ближайшем будущем необходимо будет заместить не менее 200 самолетов зарубежного производства»,— оценивают в агентстве. Мировой рынок региональных самолетов представлен тремя крупными производителями: Bombardier (Канада), Embraer (Бразилия) и ATR (Италия). В России также эксплуатируются региональные самолеты Sukhoi Superjet 100, АН-24.