Запрос на получение статьи

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить полную версию статьи

* Обязательные для заполнения поля.
09.11.2017
Разговоры про варенье улучшают настроенье!

Разговоры про варенье улучшают настроенье!

Обзор российского рынка джемов. Исследование компании «Профессиональные комплексные решения»

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДУКЦИИ

На территории Российской Федерации к джемам принято относить плодово-ягодные составы, доведенные до готовности однократной варкой (целые или нарезанные плоды, ягоды, овощи в сахарном или сахаро-паточном сиропе). В отличие от варенья, плоды и ягоды в джеме могут быть разваренными, а консистенция его должна быть желеобразной. Если плоды или ягоды не обладают достаточно хорошей желирующей способностью, то допускается вводить в джем желирующие вещества, например пектин.

Выделяют следующие виды джемов: стерилизованные, в том числе фасованные способом «горячего розлива» в герметичную укупоренную тару; нестерилизованные, фасованные в мелкую термоформованную герметично укупоренную тару; нестерилизованные джемы-полуфабрикаты, фасованные в крупную негерметичную тару.

Отличительная особенность джемов – сохранение вкусовых качеств и консистенции в изделиях, подвергающихся термообработке: выпечке или заморозке (открытые и закрытые пироги, слоеные изделия, начинка для блинчиков, замороженных полуфабрикатов, вареников).

ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА

Рассмотрим динамику производства джемов в Российской Федерации в 2007-2011 годах (рис. 1).

За проанализированный период самое высокое значение объема выпуска джемов на территории России было достигнуто в 2008 году и составило чуть более 64 млн условных банок (за условную банку принято значение веса 300 граммов), или 19 тысяч тонн. В последующий кризисный 2009 год наблюдается падение производства джемов на 37%, что напрямую связано со снижением спроса на данный вид продукции. Джемы не входят в минимальную продуктовую корзину, а также не относятся к товарам ежедневного потребления.

Согласно данным Агентства региональных политических исследований, в России около 92% семей ежегодно варят варенье. В то же время разные источники оценивают эту цифру по-разному. Фонд «Общественное мнение», на основании проведенного опроса населения, дает оценку от 67% семей в мегаполисах до 86% в сельской местности (рис. 2).

Соответственно снижение уровня доходов населения в кризисный период привело к отказу части домохозяйств от покупки данного продукта. В 2010 году отечественное производство джемов выросло незначительно, на 2011 год при сохранении темпов производства прогнозируется дальнейший незначительный рост объемов в рамках общей тенденции.

При этом в стоимостном выражении наблюдается рост рынка, связанный с ростом цен. Индекс цен на данный вид продукции в 2010 году вырос по сравнению с 2009-м на 4,36%, в 2011 за период с января по октябрь – на 18,15% (рис. 3).

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА

Основное производство джемов в Российской Федерации расположено в Сибирском и Центральном федеральных округах (рис. 4), что соответствует благоприятной климатической зоне с высокими показателями плодородия, при этом в Томской области находится более четверти всего общероссийского производства (здесь нужно отметить, что в ассортименте лидера рынка – томской производственной компании «Сава» - большое количество позиций на основе лесных ягод: брусники, клюквы, голубики).

Данный показатель для Центрального федерального округа обеспечен предприятиями, находящимися в основном в Москве, – 16,2% и Тверской области – 10,7%. На третий по величине производства регион – Краснодарский край – приходится 10,7% отечественного производства джемов. Лидирующие в производстве регионы занимают до трех четвертей рынка.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Объем импорта джемов и конфитюров в натуральном выражении снизился в кризисные годы: в 2008 году на 8,2% и в 2009 году - на 21,1% (табл. 1). В 2010 году также наблюдалась отрицательная динамика, что можно связать с аномально жаркой и сухой погодой летом-2010 и - как следствие - со снижением урожая. Прогноз на 2011 год дает положительный прирост на уровне 18,7%.

Объем импорта джемов и конфитюров в стоимостном выражении вырос в кризисные годы: в 2008 году на 33,9% и в 2009 году на 9,8%, что связано в первую очередь с ростом курса иностранной валюты. В 2010 году прирост составил 0,1%, а прогнозное значение на 2011 год находится на уровне 33,1%. В 2011 году наблюдается оживление рынка, курс валют стабилизировался, увеличение объема импорта происходит в основном за счет роста объема в натуральном выражении, а также за счет ввоза более дорогих брендов.

Крупнейшими импортерами джемов в стоимостном выражении являются Германия с долей в импорте 23%, Швеция - 16%, Австрия - 15%, Франция - 14% и Украина - 7%.

Российские производители джемов экспортируют незначительную часть произведенной продукции - около 4%. Поставки осуществляются в основном в страны СНГ.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Наибольшая доля производства джемов принадлежит ООО ТПК «Сава» (Томская область) – 17,5% (рис. 5), на втором месте находится ОАО «НИИПП» (Томская область) – 10,77%, третье место принадлежит ООО «ПК «Ратибор» (Тверская область) – 9,67%. ОАО «Виктория» (Краснодарский край) занимает долю в производстве джемов 4,68%, ПО «Лужский консервный завод» (Ленинградская область) - 4,33%, ООО «Техада» (Краснодарский край) - 2,62%, ООО «СКЗ» (Краснодарский край) – 1,31% и ООО «ТД «Богучарово-Маркет» (Тульская область) - 1,14%. Доли остальных производителей составляют менее 1% рынка.

Лидирующим компаниям в области производства джемов принадлежит около 52% рынка.

Всего на территории Российской Федерации зарегистрировано 743 производителей джемов, согласно основному виду деятельности - переработка и консервирование фруктов и овощей (код ОКВЭД 15.33).

ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕН

Колебания средней цены производителей за одну условную банку в 2010 года составили около 40% (рис. 6).

Максимальная цена была зафиксирована в марте месяце и составила 23 рубля за банку. Минимальная – 16,5 рубля за банку - в сентябре. Изменения цен за 10 месяцев 2011 года составили 24% с минимальной ценой в 19,8 рубля в октябре и максимальной – 24,6 рубля за банку - в январе.

Снижение цен в летний период связано с сезонным заготовлением домашней консервации. В зимний и весенний период цены повышаются, поскольку домашние заготовки подходят к концу, а свежие ягоды и фрукты становятся менее доступны. Рост цен в декабре также связан с длительными новогодними праздниками и застольями.

Рост средних потребительских цен за 2010 год составил 3,8% и достиг на конец года 43,38 рубля за банку (рис. 7). За прошедшие десять месяцев 2011 года средняя потребительская цена выросла на 7,2% и составила в октябре 45,82 рубля за банку.

Изменение потребительских цен не совпадает с изменением цен производителей, поскольку на данный показатель оказывает существенное влияние стоимость импортной продукции.

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА

Среди джемов наиболее популярными являются следующие вкусы: абрикосовый, клубничный, брусника и другие лесные ягоды, вишня, черешня, персик. Также популярным вкусом у покупателей является микс из лесных ягод.

Самой распространенной упаковкой для розничной продажи является стеклянная банка. Наиболее популярным объемом упаковки на розничном рынке является фасовка от 300 до 400 граммов, также популярностью пользуются порционные упаковки весом 28 граммов.

Особенностью рынка джемов является выраженная сезонность: снижение потребления в летний период, что связано приготовлением домашней консервации, и рост потребления в зимний и весенний период с пиком в декабре месяце.

Восстановление объема собственного производства джемов в посткризисный период происходит медленными темпами. Значительное влияние на данный процесс оказывает импортная продукция. При восстановлении платежеспособности населения спросом начинает пользоваться продукция более высокого сегмента. В классе «премиум» спросом среди джемов могут пользоваться скорее необычные сочетания составляющих, например клубника с миндалем.

Надежда Хабазова,
специалист отдела маркетинговых исследований ООО «Профессиональные комплексные решения» (ПКР)