Инвестиционная активность проектов федеральных дорог
72% инвестиционной массы отрасли сосредоточено на ранних стадиях реализацииСмежные рынки: Российский рынок дорожных катков
Федеральные дороги представляют собой автомобильные дороги, находящиеся в юрисдикции федеральных властей и соединяющие столицы России и сопредельных государств, региональные центры, а также важнейшие инфраструктурные центры страны. На данный момент в отрасли насчитывается 593 проекта с объемом инвестиций в 7,6 трлн рублей. Интересантами реализации проектов выступают 32 крупные структуры, которые занимаются финансированием, проектированием и строительством предприятий отрасли.
Распределение инвестиций по годам демонстрирует положительную динамику инвестиций в проекты федеральных дорог в течение 5 лет. После спада на 36,9% в 2025 году финансовый объем отрасли в 2026 году, благодаря началу строительства автомагистрали «Юго-Западная хорда», увеличится почти в 3 раза: с 446,2 млрд рублей до 1,3 трлн рублей. Максимальный экстремум будет достигнут в 2027 году: капиталовложения в федеральные дороги России в указанном периоде составят 1,6 трлн рублей, что на 23,1% больше, чем в 2026 году. В 2028 году в отрасль будет проинвестировано 1,5 трлн рублей.
В разрезе федеральных округов лидером по финансовой массе в 2024-2025 гг. будет Приволжский ФО. На него приходится треть всех капиталовложений в отрасль в указанном периоде. В 2026-2028 гг. Южный ФО сменит ПФО и станет флагманом по инвестициям в проекты федеральных дорог России. Всего в отраслевые объекты ЮФО в ближайшие 5 лет будет инвестировано 2,8 трлн рублей, что составляет половину от общего финансового объема отрасли. Следующими федеральными округами по объему инвестиций являются ПФО и ЦФО: на них приходится 26,8% (1,5 трлн рублей) и 8,4% (467,8 млрд рублей) капиталовложений в отрасль.
Согласно структуре по инвесторам, крупными структурами будет реализовано 56 активных проектов стоимостью 5,5 трлн рублей. 56,1% финансовых вложений отрасли или 4,14 трлн рублей ожидается от государственной компании «Автодор», которая планирует возведение 27 объектов. 12,7% инвестиций ожидается от правительств Республики Крым, Санкт-Петербурга, Приморского и Пермского краев, суммарные капиталовложения которых составляют 938 млрд рублей в 7 проектов. Финансовый объем указанных ТОП-5 структур составляет 68,8% от суммы всех инвестиций в отрасль. Остальные игроки намерены вкладывать в свои проекты от 36 млн до 69,8 млрд рублей.
Отмечается, что за счет финансовых ресурсов 12 крупнейших инвесторов будет реализовано 44 проекта на 5,4 трлн рублей – это 73% от суммы всех инвестиций в отрасль. 26,1% вложений или 1,93 трлн рублей приходится на компании, не входящие в холдинги, а также на государственные учреждения, не относящиеся к правительствам субъектов Российской Федерации.
В течение прошедшего года в динамике инвестиционной активности в сфере федеральных дорог с июля по октябрь 2023 года прослеживалась тенденция на увеличение инвестиций. Финансовый объем проектов на активных стадиях за период вырос на 18,1% или 1,283 трлн рублей, достигнув пикового значения в 8,376 трлн руб. Последующие месяцы характеризуются тенденцией на сокращение капиталовложений с периодами колебаний в сторону роста. Так в мае 2024 года инвестиционная масса активных проектов достигла минимального экстремума в 7,308 трлн рублей, после чего финансовый объем стал вновь увеличиваться.
В количестве проектов на активных стадиях наблюдался плавный восходящий тренд: за год их число увеличилось на 37,7% (с 363 до 500 единиц). Незначительный спад наблюдался только в июне 2024 года, и был вызван вводом в эксплуатацию и приостановкой ряда проектов. На данный момент в отрасли реализуется 495 проектов стоимостью 7,38 трлн рублей, что на 5 единиц меньше и на 432 млрд руб. больше, чем в июле.
В разрезе объема инвестиций по стадиям реализации проектов можно отметить, что 97% капиталовложений в отрасль или 7,38 млрд рублей задействовано в 495 проектах на активных стадиях («планирование», «предпроектные проработки», «проектирование», «подготовка к строительству» и «строительство»). В 58 проектах на ранних стадиях («планирование», «предпроектные проработки») сосредоточено 72% инвестиционной массы отрасли. При их реализации в отрасль поступит 5,44 млрд рублей. 4% финансового объема задействовано в проектировании: 276 млрд рублей инвестируют в 116 проектов. Строительно-монтажные работы (стадии «подготовка к строительству», «строительство») проводятся на 321 объекте, в котором сосредоточено 1,66 трлн рублей или 22% капиталовложений. Доля приостановки составляет лишь 3% от общих инвестиций в отрасль: на 97 проектов приходится 200 млрд рублей. Самый крупный приостановленный проект – строительство автодороги в Новороссийске в рамках группы «Автодорога «М-4 Москва – Ростов-на-Дону – Новороссийск», которое оценивается в 92,6 млрд рублей.
Структура инвестиций по регионам демонстрирует, что наиболее крупные капиталовложения в размере 1,9 трлн рублей или 28,8% финансового объема приходятся на 17 проектов Краснодарского края. В 5 проектах Волгоградской области сосредоточено 11,6% инвестиционной массы или 769 млрд рублей. 10,2% финансового объема или 674 млрд рублей приходится на 25 проектов Саратовской области. В Крыму реализуется 2 проекта, вложения в которые составляют 6,1% или 406 млрд рублей. Замыкает пятерку регионов-лидеров по инвестициям в федеральные дороги Татарстан: на 39 проектов приходится 5,9% финансовой массы или 392 млрд рублей. На ТОП-5 регионов приходится 62,6% капиталовложений в отрасль или 4,14 трлн рублей в 88 проектов.
Всего в 12 приоритетных регионах будет реализовано 6,4 трлн рублей – 86,5% от общего финансового объема отрасли.
Читайте нас в Telegram