04.11.2011
Куда катится колбаса?

Куда катится колбаса?

Российский рынок колбасных изделий. Исследования компании «Профессиональные комплексные решения»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП ПРОДУКЦИИ

2011 год для развития мясной промышленности оказался, по предварительной оценке, успешным. Так, по данным Министерства сельского хозяйства России, за восемь месяцев отмечен рост производства в сегментах мяса и субпродуктов - на 7,5%, колбасных изделий - на 4,5%, мясных полуфабрикатов - на 12,2% в натуральном выражении.

Но в то же время отмечен рост цен на некоторые виды продукции: например, по сравнению с декабрем 2010 года, в декабре 2011 года цены на вареные колбасы выросли на 13%. Динамика прироста цен в декабре 2010 года по отношению к декабрю 2009 года составила всего 6%.

Основными группами продукции, рассмотренными в статье, являются:

  • Колбасные изделия в целом;
  • Колбасы вареные;
  • Сосиски и сардельки.

В то же время возможно разделение продукции по способу использования: продукты, которые необходимо готовить (сосиски, сардельки); продукция, готовая к употреблению (колбасы); собственно полуфабрикаты.

Основные нормативные требования к качеству продукции, поставляемой российскому потребителю, представлены в требованиях ГОСТов:

  • ГОСТ 16131-86 - Колбасы сырокопченые. Технические условия.
  • ГОСТ 16290-86 - Колбасы варено-копченые. Технические условия.
  • ГОСТ Р 52196-2003 - Изделия колбасные вареные. Технические условия.
  • ГОСТ Р 53588-2009 - Колбасы полукопченые. Технические условия.
  • ГОСТ Р 53643-2009 - Продукты из свинины вареные. Технические условия.
  • а также в технических условиях, разрабатываемых предприятиями.

ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА

Объем производства колбасных изделий в 2007-2011 годах был нестабилен: максимальный прирост производства в целом по России отмечен в 2009 году – на 13,59%, в 2008 году (в результате кризиса) обозначилось падение на 8,84%. В 2009 году рост обеспечивался за счет стабилизации экономической ситуации и увеличения спроса на колбасные изделия.

Динамика объемов производства колбасных изделий в 2007-2011 годах представлена в таблице 1,

темпы прироста объемов производства представлены на рисунке 1.

Лидером по производству колбасных изделий каждый год за период 2007-2011 годы являлась Москва – на столичные предприятия приходилось порядка 13,9% общероссийского производства. По регионам объем производства колбасных изделий распределен неравномерно (табл. 2).

Несмотря на кризисные явления в экономике в 2008-2010 годах, во Владимирской и в Челябинской областях наблюдался рост производства, в то время как в остальных субъектах Федерации происходило снижение. Среднее снижение объемов производства по указанным регионам составило 9%, рост же по двум вышеуказанным – 6%.

Необходимо отметить значительное снижение объемов производства колбасных изделий в Санкт-Петербурге – с 96 300 тонн в 2007 году до всего 3032 тонн в 2011-м. Это снижение непосредственно связано с комплексным развитием территории города: производственные предприятия переносят свои мощности в Ленинградскую область (при этом они могут быть зарегистрированы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области).

Крупнейшими производителями колбасных изделий в Москве на протяжении 2007-2011 годов являются ЗАО «Микояновский мясокомбинат», ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» («ОМПК»), ОАО «Царицыно», ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод», ОАО «БИКОМ» (Бирюлевский мясоперерабатывающий комбинат) и ООО «МПЗ «Кампомос» – их суммарная доля составляет свыше 80% объема производства колбасных изделий в Москве (рис. 2).

В Санкт-Петербурге крупнейшими предприятиями, производящими колбасные изделия, являются ООО «Эверест» (Кронштадтский МПЗ), ОАО «Парнас-М», ЗАО «Стрелец СПБ-Б», ООО «Иней», ЗАО «Невская трапеза», ООО «МК «Диетпродукт», ООО «ПК «Петербурженка», ООО «Невский трест». Их суммарная доля составила 75% от объема производства в городе. Крупным производителем в регионе, поставляющим колбасные изделия на стол петербуржцев, является компания «ПИТ-Продукт», но так как производственные мощности находятся в Ленинградской области, в диаграмме данные по ней не учитывались.

ВАРЕНЫЕ КОЛБАСЫ

Вареные колбасы производятся по ГОСТ Р 52196-2003 - Изделия колбасные вареные. Технические условия, а также по ТУ производителя.

Вареные колбасы занимают до 25,1% рынка колбасных изделий в России, при этом динамика их производства изменялась в течение рассматриваемого периода неравномерно: падение производства отмечалось в 2009 году - на 8,6%, а максимальный рост был зафиксирован в 2008 году – на 7,9%. Динамика объемов производства вареных колбас в 2007-2011 годах представлена в таблице 3,

темпы прироста объемов производства - на рисунке 4.

Распределение производства вареных колбас по регионам только отчасти повторяет общероссийскую ситуацию в производстве колбасных изделий (табл. 4).

Лидером по производству вареных колбас также является Москва – ее доля в общероссийском производстве порядка 15,9%.

Объем производства вареных колбас почти по всем рассмотренным регионам возрастала ежегодно. Средний темп прироста объемов производства вареных колбас в девяти регионах составил 17%.

АНАЛИЗ ЦЕН

Цены на колбасные изделия (колбасы вареные, полукопченые, варено-копченые), сосиски и сардельки, полуфабрикаты мясные различаются от 44% в сегменте сарделек до 3 раз в сегменте сосисок.

В среднем различие цен между продукцией эконом-класса и продукцией «среднего класса», доступной работающему населению, составляет 2,04 раза.

Интервальная оценка на основе данных Санкт-Петербурга представлена в таблице 5.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕГМЕНТА КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Данные о рассмотренных в статье колбасных изделиях как общей группе и вареных колбасах как важном элементе этой группы свидетельствуют о том, что рынок становится более специализированным (с географической точки зрения) и консолидированным (с точки зрения долей конкретных производителей), что отражается на качестве предлагаемой продукции – снижается уровень конкуренции, а это в свою очередь влечет снижение ответственности производителя и продавца за качество.

Предполагается дальнейший рост цен – по уровню сопоставимый с уровнем инфляции (или индекса потребительских цен на продовольственные товары). Возможный опережающий рост цен предполагается в сегменте полукопченых и варено-копченых колбас, что связано с их вкусовыми особенностями и ассоциативным рядом потребителей – они оцениваются как более вкусные, а цены позволяют оценивать их и как более качественный продукт.

Мария Васильева,
главный специалист отдела маркетинговых исследований компании «Профессиональные комплексные решения» (ПКР)