Запрос на получение аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить полную версию статьи

* Обязательные для заполнения поля.

Морские порты РФ: тенденции и перспективы

В структуре грузооборота доля сухих и наливных грузов: 47 к 53

Смежные рынки: Рынок судового комплектующего оборудования (СКО)Рынок железнодорожного машиностроения

В России действует 61 морской порт. Порты России расположены в 5 морских бассейнах: Дальневосточный (23 порта), Арктический (16 портов), Азово-Черноморский (12 портов), Балтийский (7 портов), Каспийский (3 порта). Управление портами РФ осуществляет ФГУП Росморпорт. За период 2016-2021 гг. в России прирост портовых мощностей составил 150 млн т., а за 10 лет вырос почти в 2 раза (с 598,3 млн тонн в 2009 до 1147,1 млн тонн в 2019 г.) 

Динамика грузооборота 

В России в период с 2012 по 2019 гг. наблюдался ежегодный прирост объемов грузооборота по всем морским портам РФ (средний темп прироста составляет около ░░%). В 2020 году впервые за 8 лет наблюдается относительное снижение объемов грузопотока, что связывается с падением объема перевалки наливных грузов на экспорт. За первое полугодие 2021 года наблюдается прирост (к соответствующему периоду предыдущего года) на ░░%, что говорит о положительной динамике роста и перспективе достижения к концу 2021 года сопоставимых с предыдущими периодами времени значениями показателей.

Динамика грузооборота по морским портам РФ. млн.тонн

Среди бассейнов Азово-Черноморский бассейн традиционно занимает лидирующие позиции по объемам грузооборота среди бассейнов РФ. Значения по объемам приблизительно сопоставимы с Балтийским и Дальневосточным бассейнами.   

Грузооборот морских портов РФ по бассейнам, млн тонн 

Структура грузооборота 

В структуре грузооборота российских портов по типам сообщения лидирующую позицию занимают экспортные грузы (их доля составляет около ░░%).  

Удельный вес импортных грузов уменьшилсядо ░░% в 2021 году (по сравнению с ░░% в 2012 году).  

Существенно возросла доля каботажных грузов (перевозка в пределах одного моря и государства) – с ░░% в 2012 году до ░░% в первом полугодии 2021 года.  

По видам грузов в портах РФ лидирующую позицию занимают наливные грузы – в среднем за период с 2012 по 2021 гг. их доля составляет ░░%, удельный вес сухих грузов – ░░% соответственно.  

Структура грузооборота морских портов по видам грузов

В структуре перевалочных наливных грузов лидирующую позицию занимает сырая нефть (в среднем за период с 2012 по 2021 гг. её доля составляет ░░%), на втором месте – перевалка нефтепродуктов (удельный вес в общем объеме наливных грузов - ░░%). 

Структура грузооборота сухих грузов более разнообразна. В среднем за период с 2012 по 2020 гг. (1-е полугодие 2021 года) лидирующую позицию в перевалке сухих грузов занимал уголь (его удельный вес в среднем за указанный период составил ░░%), второе место занимала перевалка грузов в контейнерах (░░%), далее – зерно (░░%) и черные металлы (░░%). В период с 2012 года по настоящее время доля перевалки угля в общем объеме грузооборота сухих грузов выросла на 15 п.п., что способствовало незначительному уменьшению остальных типов грузов на 2-3 п.п 

Инвестиционные проекты отрасли 

Инвестиционная активность в сфере строительства и реконструкции грузовых терминалов и портов показывает, что по состоянию на январь 2022 года в отрасли реализуется 318 проектов на сумму ░░ трлн рублей (░░ проектов находятся на стадии «приостановлен»). Крупнейшие инвесторы: Корпорация АЕОН (░░% в суммарном объеме инвестиций), СУЭК (░░%) и УРАЛХИМ (░░%).  

По состоянию на январь 2022 года, на активных стадиях реализации находятся 150 инвестиционных проекта в сфере строительства и реконструкции грузовых терминалов и портов с суммарным объемом инвестиций ░░ трлн руб. В таблице представлены крупнейшие инвестиционные проекты отрасли. 

Описание проекта

Инвестор

Местоположение

Объем инвестиций

Стадия проекта

Срок реализации

Строительство глубоководного морского порта 

ООО «АЕОН-ДЕВЕЛОПМЕНТ»  Ненецкий АО  ░░ млрд руб. Проектирование 2027

Реконструкция комплекса перегрузки угля 

АО «ДАЛЬТРАНСУГОЛЬ»  Хабаровский край  ░░ млрд руб.

Строительство

2023

Строительство грузового порта 

АО «ОХК «УРАЛХИМ»  Калининградская область  ░░ млрд руб.

Планирование

2026

Строительство морского терминала 

Инициатор – Правительство Республики Саха (Якутия)  Саха/Якутия  ░░ млрд руб. Предпроектные проработки  2028

Строительство морского терминала (1 этап) 

ООО «ПОРТ ДАЛЬНИЙ»  Хабаровский край  ░░ млрд руб. Проектирование 2026

 Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на январь 2022 

Тенденции и перспективы

Являясь связующим звеном функционирования транспортной системы, совершенствование портовой инфраструктуры является стратегическим фактором развития экономики государства. 

Для выявления современных тенденций Организация Объединенных Наций (ООН) ежегодно проводит конференцию по торговле и развитию (ЮНКТАД). В 2018 году ОНН выпустил обзор результатов развития морского транспорта за последние 50 лет. Проведенные исследования позволили определить, что в течение последних двух десятилетий в мировой морской торговле существуют следующие тенденции. 

  • Масштабная контейнеризация и интеграция транспортных и логистических сетей. 
  • Увеличение торговых потоков товаров из развивающихся стран Азии (особенно из Китая). 
  • Растущий вклад дальневосточных стран, таких как Малайзия и Вьетнам. 
  • Растущий объем перевалки грузов в Гонконге, Сингапуре, Дубае и др. 

«Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», разработанная ФГУП «Росморпорт», предполагает: 

  • Увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры. 
  • Обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта. 
  • Создание условий, повышающих конкурентоспособность отечественных морских портов. 
  • Совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства. 

В свою очередь, совершенствование инфраструктуры морских портов несет следующие преимущества: 

  • развитие экономики государства за счет увеличения экспортно-импортных перевозок; 
  • повышение потенциала и объемов транзитных перевозок; 
  • возможности портовой индустрии (бизнеса) инвестировать в развитие мощностей терминалов и т.д. 

Читайте нас в Telegram