Морские порты РФ: тенденции и перспективы
В структуре грузооборота доля сухих и наливных грузов: 47 к 53Смежные рынки: Рынок судового комплектующего оборудования (СКО), Рынок железнодорожного машиностроения
В России действует 61 морской порт. Порты России расположены в 5 морских бассейнах: Дальневосточный (23 порта), Арктический (16 портов), Азово-Черноморский (12 портов), Балтийский (7 портов), Каспийский (3 порта). Управление портами РФ осуществляет ФГУП Росморпорт. За период 2016-2021 гг. в России прирост портовых мощностей составил 150 млн т., а за 10 лет вырос почти в 2 раза (с 598,3 млн тонн в 2009 до 1147,1 млн тонн в 2019 г.)
Динамика грузооборота
В России в период с 2012 по 2019 гг. наблюдался ежегодный прирост объемов грузооборота по всем морским портам РФ (средний темп прироста составляет около ░░%). В 2020 году впервые за 8 лет наблюдается относительное снижение объемов грузопотока, что связывается с падением объема перевалки наливных грузов на экспорт. За первое полугодие 2021 года наблюдается прирост (к соответствующему периоду предыдущего года) на ░░%, что говорит о положительной динамике роста и перспективе достижения к концу 2021 года сопоставимых с предыдущими периодами времени значениями показателей.
Среди бассейнов Азово-Черноморский бассейн традиционно занимает лидирующие позиции по объемам грузооборота среди бассейнов РФ. Значения по объемам приблизительно сопоставимы с Балтийским и Дальневосточным бассейнами.
Структура грузооборота
В структуре грузооборота российских портов по типам сообщения лидирующую позицию занимают экспортные грузы (их доля составляет около ░░%).
Удельный вес импортных грузов уменьшилсядо ░░% в 2021 году (по сравнению с ░░% в 2012 году).
Существенно возросла доля каботажных грузов (перевозка в пределах одного моря и государства) – с ░░% в 2012 году до ░░% в первом полугодии 2021 года.
По видам грузов в портах РФ лидирующую позицию занимают наливные грузы – в среднем за период с 2012 по 2021 гг. их доля составляет ░░%, удельный вес сухих грузов – ░░% соответственно.
В структуре перевалочных наливных грузов лидирующую позицию занимает сырая нефть (в среднем за период с 2012 по 2021 гг. её доля составляет ░░%), на втором месте – перевалка нефтепродуктов (удельный вес в общем объеме наливных грузов - ░░%).
Структура грузооборота сухих грузов более разнообразна. В среднем за период с 2012 по 2020 гг. (1-е полугодие 2021 года) лидирующую позицию в перевалке сухих грузов занимал уголь (его удельный вес в среднем за указанный период составил ░░%), второе место занимала перевалка грузов в контейнерах (░░%), далее – зерно (░░%) и черные металлы (░░%). В период с 2012 года по настоящее время доля перевалки угля в общем объеме грузооборота сухих грузов выросла на 15 п.п., что способствовало незначительному уменьшению остальных типов грузов на 2-3 п.п.
Инвестиционные проекты отрасли
Инвестиционная активность в сфере строительства и реконструкции грузовых терминалов и портов показывает, что по состоянию на январь 2022 года в отрасли реализуется 318 проектов на сумму ░░ трлн рублей (░░ проектов находятся на стадии «приостановлен»). Крупнейшие инвесторы: Корпорация АЕОН (░░% в суммарном объеме инвестиций), СУЭК (░░%) и УРАЛХИМ (░░%).
По состоянию на январь 2022 года, на активных стадиях реализации находятся 150 инвестиционных проекта в сфере строительства и реконструкции грузовых терминалов и портов с суммарным объемом инвестиций ░░ трлн руб. В таблице представлены крупнейшие инвестиционные проекты отрасли.
Описание проекта |
Инвестор |
Местоположение |
Объем инвестиций |
Стадия проекта |
Срок реализации |
ООО «АЕОН-ДЕВЕЛОПМЕНТ» | Ненецкий АО | ░░ млрд руб. | Проектирование | 2027 | |
АО «ДАЛЬТРАНСУГОЛЬ» | Хабаровский край | ░░ млрд руб. |
Строительство |
2023 | |
АО «ОХК «УРАЛХИМ» | Калининградская область | ░░ млрд руб. |
Планирование |
2026 | |
Инициатор – Правительство Республики Саха (Якутия) | Саха/Якутия | ░░ млрд руб. | Предпроектные проработки | 2028 | |
ООО «ПОРТ ДАЛЬНИЙ» | Хабаровский край | ░░ млрд руб. | Проектирование | 2026 |
Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на январь 2022
Тенденции и перспективы
Являясь связующим звеном функционирования транспортной системы, совершенствование портовой инфраструктуры является стратегическим фактором развития экономики государства.
Для выявления современных тенденций Организация Объединенных Наций (ООН) ежегодно проводит конференцию по торговле и развитию (ЮНКТАД). В 2018 году ОНН выпустил обзор результатов развития морского транспорта за последние 50 лет. Проведенные исследования позволили определить, что в течение последних двух десятилетий в мировой морской торговле существуют следующие тенденции.
- Масштабная контейнеризация и интеграция транспортных и логистических сетей.
- Увеличение торговых потоков товаров из развивающихся стран Азии (особенно из Китая).
- Растущий вклад дальневосточных стран, таких как Малайзия и Вьетнам.
- Растущий объем перевалки грузов в Гонконге, Сингапуре, Дубае и др.
«Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», разработанная ФГУП «Росморпорт», предполагает:
- Увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры.
- Обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта.
- Создание условий, повышающих конкурентоспособность отечественных морских портов.
- Совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства.
В свою очередь, совершенствование инфраструктуры морских портов несет следующие преимущества:
- развитие экономики государства за счет увеличения экспортно-импортных перевозок;
- повышение потенциала и объемов транзитных перевозок;
- возможности портовой индустрии (бизнеса) инвестировать в развитие мощностей терминалов и т.д.
Читайте нас в Telegram