Рынок дистанционного высшего образования
К 2030 году объем рынка вырастет в 2 разаДистанционное образование (онлайн-образование) – образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов. Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов интернета.
Основное различие дистанционного и заочного образования – возможность обучаться, имея постоянный контакт с преподавателями. На заочном обучении темп усвоения знаний – фиксированный и единый для всей группы, а при дистанционном обучении у каждого студента есть возможность посвятить более сложным и важным для него темам больше сил и времени для углубленной проработки.
Мировой рынок онлайн-образования
Объем мирового рынка образования составляет ░░░ трлн долл., из которых около ░░░ % приходится на онлайн-образование.
Наиболее активно в мире развивается сегмент школьного образования – к 2030 году на его долю будет приходиться более половины всего информационного потока в отрасли. ░░░% отводится на дистанционное получение высшего образования. На дошкольное образование и обучение отдельным навыкам или специальностям отводится по ░░░%.
Объем российского рынка дистанционного высшего образования
Объем рынка высшего профессионального образования составляет порядка ░░░ млрд руб.
С 2014 года до 2020 года численность студентов вузов в России сокращалась, с 2021 года объем учащихся плавно начал расти – суммарный прирост в 2030 году к текущим показателям составит ░░░%. С 2014 года существенно изменилась структура набора студентов: если в 2014 году доля поступивших в магистратуру составляла 7%, то в 2021 году она достигла ░░░%.
Пандемия коронавирусной инфекции и вынужденный переход на дистанционный формат работы и обучения привели к тому, что многие люди задумались о возможности получения образования в комфортных домашних условиях. Формирование компетенций в этой отрасли у образовательных учреждений неизменно повлечет за собой увеличение доли обучающихся дистанционно в общем числе студентов.
В связи с этим несмотря на снижение общего количества студентов, российский рынок дистанционного высшего образования будет уверенно расти и к 2030 году превысит ░░░ тыс. человек.
Поставщики услуг дистанционного высшего образования
Большинство специальностей в России, которые можно получить онлайн, связаны с экономикой, менеджментом, информационными технологиями и государственным управлением.
Несмотря на то что большая часть студентов по-прежнему делает выбор в пользу оффлайн обучения, на сегодняшний день в России более 50 вузов предоставляют образовательные услуги в дистанционном формате, при этом на выбор вуза перестает влиять территориальное расположение.
Ведущие вузы, предлагающие дистанционное обучение: РАНХиГС, НИУ ВШЭ, ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░, ░░░░░░ и др.
Тенденции рынка
В связи с резко возросшим спросом на дистанционные образовательные продукты, а также из-за конкуренции, вырос и уровень качества и зрелости индустрии.
Необходимость перехода на удаленный формат обучения студентов привел к анализу вузами уровня цифровизации. Каждый вуз был вынужден пересмотреть технологии обучения, продолжительность занятий, принципы организации расписания и т.д. Вузы начали заключать партнерства с медиакомпаниями и совместно запускать полноценные образовательные программы.
При этом ожидается ускорение темпов цифровой трансформации высшего образования - набор на программы высшего образования все больше уходит в онлайн. Уже запущена государственная платформа для подачи документов через «Госуслуги». А Университет-2035 предлагает всем вузам проводить открытый отбор на программы на основе цифрового следа на своей платформе.
В будущем процессы по цифровой трансформации высшего образования будут углубляться. Уже сегодня большие корпорации и стартапы новой волны EdTech развиваются в параллели с государственной политикой по цифровизации экономики. Сбербанк развивает цифровую платформу для вузов, которая будет объединять жизнь онлайн с жизнью кампусов, а сами они объединяются с платформами и сервисами других участников рынка в сложные экосистемы.
Читайте нас в Telegram