Рынок дизельного топлива
Объем производства дизельного топлива стабильно составляет около 80 тыс. тонн продукции в годСмежные рынки: Рынок нефтяного гача, Рынок авиационного керосина, Рынок нефтяных парафинов, Рынок бензола, Рынок метанола, Рынок ФАУ
Дизельным топливом называют продукт нефтеперерабатывающей отрасли, полученный из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти; предназначено для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Внешне – тягучая желтая жидкость.
Разные виды дизельного топлива используют в различных климатических условиях.
ДТ-З – дизельное топливо зимнее – это горючее с низким содержанием циклопарафинов, что препятствует сгущению при отрицательных показателях термометра, но обеспечивает высокоэффективное сгорание топлива в двигателе, сохраняет мощностные характеристики. Замерзает при –35°С.
ДТ-Е – дизельное топливо межсезонное – горючее, предназначенное для работы двигателей при температуре окружающей среды –15°С.
ДТ-Л – дизельное топливо летнее – горючее, предназначенное для работы двигателей при температуре окружающей среды; застывает при –5°С и полностью замерзает при –10°С.
ДТ-А – дизельное топливо арктическое – горючее, предназначенное для использования при температуре до –45...–55 °C.
Топливо маловязкое судовое (ТМС) – среднедистиллятное судовое топливо, предназначенное для использования в судовых высоко- и среднеоборотных дизелях, а также на газотурбинных установках.
Топливо судовое дистиллятное (DMF) – судовое топливо, состоящее исключительно из дистиллятов. Дистилляты — это те компоненты сырой нефти, которые испаряются при фракционной перегонке и затем конденсируются из газовой фазы в жидкие фракции.
Объем и структура рынка
По состоянию на 2021 год, объем российского рынка (потребления) дизеля составлял ░░░ тыс. тонн в натуральном выражении (с учетом объемов импорта и без учета объемов экспорта), что на ░░░% выше уровня 2020 года.
В стоимости общий объем потребления дизельного топлива составил ░░░ млрд руб. в 2021 году, что превышает уровень 2020 года на ░░░%.
В соответствии с прогнозом за период с 2022 по 2027 гг., объем потребления дизельного топлива к 2027 году составит ░░░ тыс. тонн в натуральном и ░░░ млрд руб. в стоимостном выражении. При этом средний темп прироста рынка в тоннаже составит около ░░░% в год, тогда как темп прироста рынка в стоимости будет выше и составит около ░░░% в год в период с 2022 по 2027 гг. (в соответствии со средним темпом инфляции). Важно отметить, что в прогнозный период – 2022 и 2023 гг. – ожидается некоторое снижение объемов по данному рынку в связи с воздействием ряда политико-экономических факторов.
Рынок дизельного топлива характеризуется локальностью производства: импортируемое дизельное топливо идет в составе сложных технических средств, как составляющее и только в том случае, если оно по техническим причинам не может быть удалено. Целенаправленно дизельное топливо, как продукт, в Россию не импортируется. В 2021 году импортные поставки составили всего ░░░ тыс. тонн (или 0,4% общего объема рынка). Однако экспорт занимает существенную долю на рынке. В 2021 году на экспорт было отправлено 43% (░░░ тыс. тонн) российского дизельного топлива, в 2020 году – около 49% (или ░░░ тыс. тонн).
Производство
Весь объем рынка составляет внутреннее российское производство – 100% в среднем за период с 2018 по 2021 гг.
Дизельное топливо является одним из наиболее распространенных продуктов нефтяной промышленности. Совокупная выработка достигает ░░░ тыс. тонн в год.
За период с 2018 по 2021 гг. наблюдается положительная тенденция роста производства (GAGR – ░░░%). Исключение составляет некоторое падение в 2020 году (на ░░░% к уровню 2019 года) в связи с воздействием пандемии Covid-19 и общим падением деловой активности предприятий, волатильности цен на нефть и т.д.
В 2021 году наибольший темп прироста объемов производства в натуральном выражении наблюдается для арктического дизельного топлива – ░░░% к уровню 2020 года, а также для межсезонного дизельного топлива – ░░░% по отношению к 2020 году.
В структуре производства дизельного топлива по товарным группам в 2021 году основную долю занимало летнее дизельное топливо (░░░% общего производственного объема), далее – зимнее дизельное топливо (░░░%), судовое (░░░%), а также межсезонное (░░░%) и арктического (░░░%).
По данным Росстат, основным регионом-производителем дизельного топлива в РФ выступает Приволжский ФО (44% общего объема выпуска в натуральном выражении), прочие регионы имеют относительно равную долю – ░░░░░░ и ░░░░░░ ФО – ░░░% соответственно, ░░░░░░ ФО – ░░░%, ░░░░░░ ФО – ░░░%. Относительно небольшие производственные объемы сосредоточены только в ░░░░░░ ФО (░░░%) и в ░░░░░░ ФО (░░░%).
Производством дизельного топлива занимаются все крупнейшие нефтеперерабатывающие компании России. Представим ключевые компании, входящие в ВИНК.
Экспорт на рынке дизельного топлива
Объем экспорта дизельного топлива изменялся неравномерно за период с 2018 по 2021 гг. Его прирост в 2020 году составил 13% к уровню 2019 года; в 2021 году, напротив, наблюдалось некоторое падение – на 7% к уровню предыдущего года.
Наибольший объем экспорта приходится на дизельное топливо летнее (~90% общего объема в 2021 году), на межсезонное дизельное топливо приходилось около 8% общего объема поставок, на зимнее – 1%, тогда как поставки судового и дизельного топлива в другие страны практически не осуществлялись, их объем составлял менее 1%.
По состоянию на 2021 год, основной объем экспорта летнего дизельного топлива в натуральном выражении осуществлялся в Нидерланды (░░░%), ░░░░░░ (░░░%), ░░░░░░ и ░░░░░░ (по ░░░% соответственно), ░░░░░░ (░░░%).
Потребление
Дизельное топливо чаще всего используют в двигателях внутреннего сгорания. Главным потребителем дизтоплива является транспортный сектор экономики – железнодорожный, автомобильный транспорт, а также производители сельхозпродукции.
Кроме этого, дизельное топливо незаменимо и для иных нужд, например, в котлах отопительных систем, для стационарных и передвижных электрогенераторов, в кожевенной промышленности, как смазочно-охлаждающая среда в машинах и агрегатах, как средство для закалки изделий при термообработке металла.
Инвестиционные проекты
По данным Цифровой платформы Инвестиционные проекты России, в России по состоянию на апрель 2023 года в подотрасли «Нефтепереработка» на активной стадии реализуются ░░░ проекта на сумму ░░░ трлн рублей (не включая проекты, находящиеся на стадиях "Приостановлен", "Отменен", "Введен в эксплуатацию").
Крупнейшими инвесторами в проекты на активной стадии (не включая проекты, находящиеся на стадиях "Приостановлен", "Отменен", "Введен в эксплуатацию") являются: Роснефть (░░░% в суммарном объеме инвестиций), ░░░░░░ (░░░%), ░░░░░░ (░░░%).
За период 1995 – 2022, в отрасли «Нефтепереработка», в эксплуатацию было введено ░░░ проекта на сумму ░░░ трлн руб.
Представим ряд проектов, реализуемых в подотрасли «Нефтепереработка» в России, непосредственно связанных с переработкой нефти.
Инвестиционные проекты подотрасли «Нефтепереработка»
Описание проекта |
Инициатор |
Местоположение |
Объем инвестиций |
Стадия проекта |
Срок реализации |
РОСНЕФТЬ | Приморский край | ░░░ млрд руб. | Планирование | 2011 – 2034 | |
РОСНЕФТЬ | Самарская область | ░░░ млрд руб. | Модернизация | 2012 – 2023 | |
ГАЗПРОМ НЕФТЬ | Москва | ░░░ млрд руб. | Строительство | 2017 – 2027 | |
Строительство комплекса по производству бензина (3-я очередь, 1 этап) |
ПЕТОН | Ростовская область | ░░░ млрд руб. | Строительство | 2019 – 2027 |
СЛАВНЕФТЬ | Ярославская область | ░░░ млрд руб. | Подготовка к строительству | 2015 – 2028 | |
Строительство нефтеперерабатывающего завода (3-я очередь) | НЕФТЕХИМСЕРВИС | Кемеровская область | ░░░ млрд руб. | Проектирование | 2018 – 2029 |
Модернизация нефтеперерабатывающего завода (2-я очередь) | ФОРТЕИНВЕСТ | Оренбургская область | ░░░ млрд руб. | Модернизация | 2019 – 2024 |
Модернизация нефтеперерабатывающего завода | ИЛЬСКИЙ НПЗ | Краснодарский край | ░░░ млрд руб. | Модернизация | 2018 – 2023 |
Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на апрель 2023
Тенденции и перспективы рынка
К основным тенденциям развития и перспективам российского рынка дизельного топлива относятся:
- сохранение статуса «самого востребованного» вида топлива – по данным Министерства энергетики РФ, в 2021 году доля дизельного топлива в общем объеме потребления всех нефтепродуктов составляла 33%;
- сохранение экспортной ориентации летнего дизельного топлива;
- сохранение статуса нетто-экспортера – когда объемы экспорта продукции превышают объемы импорта;
- подверженность влиянию внешних и внутренних политико-экономических факторов;
- сохранение общей положительной тенденции роста уровня внутреннего потребления дизельного топлива и, соответственно, объемов его производства.
Читайте нас в Telegram