Запрос на получение аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить полную версию статьи

* Обязательные для заполнения поля.

Рынок дизельного топлива

Объем производства дизельного топлива стабильно составляет около 80 тыс. тонн продукции в год

Смежные рынки: Рынок нефтяного гача, Рынок авиационного керосина, Рынок нефтяных парафинов, Рынок бензола, Рынок метанола, Рынок ФАУ

Дизельным топливом называют продукт нефтеперерабатывающей отрасли, полученный из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти; предназначено для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Внешне – тягучая желтая жидкость.

Разные виды дизельного топлива используют в различных климатических условиях.

ДТ-З – дизельное топливо зимнее – это горючее с низким содержанием циклопарафинов, что препятствует сгущению при отрицательных показателях термометра, но обеспечивает высокоэффективное сгорание топлива в двигателе, сохраняет мощностные характеристики. Замерзает при –35°С.

ДТ-Е – дизельное топливо межсезонное – горючее, предназначенное для работы двигателей при температуре окружающей среды –15°С.

ДТ-Л – дизельное топливо летнее – горючее, предназначенное для работы двигателей при температуре окружающей среды; застывает при –5°С и полностью замерзает при –10°С.

ДТ-А – дизельное топливо арктическое – горючее, предназначенное для использования при температуре до –45...–55 °C.

Топливо маловязкое судовое (ТМС) – среднедистиллятное судовое топливо, предназначенное для использования в судовых высоко- и среднеоборотных дизелях, а также на газотурбинных установках.

Топливо судовое дистиллятное (DMF) – судовое топливо, состоящее исключительно из дистиллятов. Дистилляты — это те компоненты сырой нефти, которые испаряются при фракционной перегонке и затем конденсируются из газовой фазы в жидкие фракции.

Объем и структура рынка

По состоянию на 2021 год, объем российского рынка (потребления) дизеля  составлял ░░ тыс. тонн в натуральном выражении (с учетом объемов импорта и без учета объемов экспорта), что на ░░% выше уровня 2020 года.

В стоимости общий объем потребления дизельного топлива составил ░░ млрд руб. в 2021 году, что превышает уровень 2020 года на ░░%.

В соответствии с прогнозом за период с 2022 по 2027 гг., объем потребления дизельного топлива к 2027 году составит ░░ тыс. тонн в натуральном и ░░ млрд руб. в стоимостном выражении. При этом средний темп прироста рынка в тоннаже составит около ░░% в год, тогда как темп прироста рынка в стоимости будет выше и составит около ░░% в год в период с 2022 по 2027 гг. (в соответствии со средним темпом инфляции). Важно отметить, что в прогнозный период – 2022 и 2023 гг. – ожидается некоторое снижение объемов по данному рынку в связи с воздействием ряда политико-экономических факторов.

Рынок дизельного топлива, тыс. тонн.

Рынок дизельного топлива характеризуется локальностью производства: импортируемое дизельное топливо идет в составе сложных технических средств, как составляющее и только в том случае, если оно по техническим причинам не может быть удалено. Целенаправленно дизельное топливо, как продукт, в Россию не импортируется. В 2021 году импортные поставки составили всего ░░ тыс. тонн (или 0,4% общего объема рынка). Однако экспорт занимает существенную долю на рынке. В 2021 году на экспорт было отправлено 43% (░░ тыс. тонн) российского дизельного топлива, в 2020 году – около 49% (или ░░ тыс. тонн).

Структура российского рынка дизельного топлива

Производство

Весь объем рынка составляет внутреннее российское производство – 100% в среднем за период с 2018 по 2021 гг.

Дизельное топливо является одним из наиболее распространенных продуктов нефтяной промышленности. Совокупная выработка достигает ░░ тыс. тонн в год.

За период с 2018 по 2021 гг. наблюдается положительная тенденция роста производства (GAGR – ░░%). Исключение составляет некоторое падение в 2020 году (на ░░% к уровню 2019 года) в связи с воздействием пандемии Covid-19 и общим падением деловой активности предприятий, волатильности цен на нефть и т.д.

В 2021 году наибольший темп прироста объемов производства в натуральном выражении наблюдается для арктического дизельного топлива – ░░% к уровню 2020 года, а также для межсезонного дизельного топлива – ░░% по отношению к 2020 году.

В структуре производства дизельного топлива по товарным группам в 2021 году основную долю занимало летнее дизельное топливо (░░% общего производственного объема), далее – зимнее дизельное топливо (░░%), судовое (░░%), а также межсезонное (░░%) и арктического (░░%).

Структура производства дизельного топлива по товарным группам

По данным Росстат, основным регионом-производителем дизельного топлива в РФ выступает Приволжский ФО (44% общего объема выпуска в натуральном выражении), прочие регионы имеют относительно равную долю – ░░░░ и ░░░░ ФО – ░░% соответственно, ░░░░ ФО – ░░%, ░░░░ ФО – ░░%. Относительно небольшие производственные объемы сосредоточены только в ░░░░ ФО (░░%) и в ░░░░ ФО (░░%).

Региональная структура выпуска дизельного топлива

Производством дизельного топлива занимаются все крупнейшие нефтеперерабатывающие компании России. Представим ключевые компании, входящие в ВИНК.

Ключевые компании-производители дизельного топлива

Экспорт на рынке дизельного топлива

Объем экспорта дизельного топлива изменялся неравномерно за период с 2018 по 2021 гг. Его прирост в 2020 году составил 13% к уровню 2019 года; в 2021 году, напротив, наблюдалось некоторое падение – на 7% к уровню предыдущего года.

Экспорт дизельного топлива, тыс. тонн

Наибольший объем экспорта приходится на дизельное топливо летнее (~90% общего объема в 2021 году), на межсезонное дизельное топливо приходилось около 8% общего объема поставок, на зимнее – 1%, тогда как поставки судового и дизельного топлива в другие страны практически не осуществлялись, их объем составлял менее 1%.

По состоянию на 2021 год, основной объем экспорта летнего дизельного топлива в натуральном выражении осуществлялся в Нидерланды (░░%), ░░░░ (░░%), ░░░░ и ░░░░ (по ░░% соответственно), ░░░░ (░░%).

Структура экспорта летнего дизельного топлива

Потребление

Дизельное топливо чаще всего используют в двигателях внутреннего сгорания. Главным потребителем дизтоплива является транспортный сектор экономики – железнодорожный, автомобильный транспорт, а также производители сельхозпродукции.

Кроме этого, дизельное топливо незаменимо и для иных нужд, например, в котлах отопительных систем, для стационарных и передвижных электрогенераторов, в кожевенной промышленности, как смазочно-охлаждающая среда в машинах и агрегатах, как средство для закалки изделий при термообработке металла.

Структура потребления дизельного топлива по конечным потребителям

Инвестиционные проекты

По данным Цифровой платформы Инвестиционные проекты России, в России по состоянию на апрель 2023 года в подотрасли «Нефтепереработка» на активной стадии реализуются ░░ проекта на сумму ░░ трлн рублей (не включая проекты, находящиеся на стадиях "Приостановлен", "Отменен", "Введен в эксплуатацию").

Количество проектов в активной стадии реализации в отрасли  “Нефтепереработка”

Крупнейшими инвесторами в проекты на активной стадии (не включая проекты, находящиеся на стадиях "Приостановлен", "Отменен", "Введен в эксплуатацию") являются: Роснефть (░░% в суммарном объеме инвестиций), ░░░░ (░░%), ░░░░ (░░%).

Крупнейшие инвесторы в отрасли “Нефтепереработка”,  2023-2034 гг

За период 1995 – 2022, в отрасли «Нефтепереработка», в эксплуатацию было введено ░░ проекта на сумму ░░ трлн руб.

Крупнейшие инвесторы в отрасли “Нефтепереработка”,  1995-2022 гг, введенные в эксплуатацию

Представим ряд проектов, реализуемых в подотрасли «Нефтепереработка» в России, непосредственно связанных с переработкой нефти.

Инвестиционные проекты подотрасли «Нефтепереработка»

Описание проекта

Инициатор

Местоположение

Объем инвестиций

Стадия проекта

Срок реализации

Строительство нефтехимического комплекса

РОСНЕФТЬ Приморский край  ░░ млрд руб. Планирование 2011 – 2034

Модернизация нефтеперерабатывающего завода

РОСНЕФТЬ Самарская область  ░░ млрд руб.  Модернизация 2012 – 2023

Строительство комплекса глубокой переработки

ГАЗПРОМ НЕФТЬ Москва  ░░ млрд руб.  Строительство 2017 – 2027

Строительство комплекса по производству бензина (3-я очередь, 1 этап)

ПЕТОН Ростовская область  ░░ млрд руб.   Строительство  2019 – 2027

Строительство комплекса замедленного коксования (1 этап)

СЛАВНЕФТЬ Ярославская область  ░░ млрд руб.   Подготовка к строительству  2015 – 2028
Строительство нефтеперерабатывающего завода (3-я очередь) НЕФТЕХИМСЕРВИС  Кемеровская область  ░░ млрд руб.  Проектирование 2018 – 2029
Модернизация нефтеперерабатывающего завода (2-я очередь) ФОРТЕИНВЕСТ Оренбургская область  ░░ млрд руб.   Модернизация 2019 – 2024 
Модернизация нефтеперерабатывающего завода ИЛЬСКИЙ НПЗ Краснодарский край   ░░ млрд руб.  Модернизация  2018 – 2023

Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на апрель 2023

Тенденции и перспективы рынка

К основным тенденциям развития и перспективам российского рынка дизельного топлива относятся:

  • сохранение статуса «самого востребованного» вида топлива – по данным Министерства энергетики РФ, в 2021 году доля дизельного топлива в общем объеме потребления всех нефтепродуктов составляла 33%;
  • сохранение экспортной ориентации летнего дизельного топлива;
  • сохранение статуса нетто-экспортера – когда объемы экспорта продукции превышают объемы импорта;
  • подверженность влиянию внешних и внутренних политико-экономических факторов;
  • сохранение общей положительной тенденции роста уровня внутреннего потребления дизельного топлива и, соответственно, объемов его производства.

 

Читайте нас в Telegram