Рынок керамической плитки
В 2023 году порядка 75% продукции на рынке российского происхожденияСмежные рынки: Рынок керамической черепицы
Керамическая плитка — это строительный и отделочный материал, изготавливаемый из обожженной глины, предназначенный для облицовки стен, полов и фасадов. Она отличается высокой прочностью, разнообразием дизайна и долговечностью.
Объем и структура рынка
В 2023 г. объем рынка керамической плитки и керамогранита демонстрирует падение на ░░░% Ожидается, что в 2024-2025 гг. рынок продолжит снижаться на ░░░%, восстановление начнется ближе к 2026 г.
В статистической отчетности существует разделение керамической плитки на:
- Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен
- Плитки керамические для полов
- Плитки керамические фасадные
Структура российского производства по видам плитки показывает, что наибольший процент приходится на плитку для полов (2023 г. – ░░░%), затем следует плитка для стен – ░░░%, доля фасадной плитки в российском производстве составляет ░░░%.
Производство
В 2023 г. объем выпуска керамических плит в России составил ░░░ млн кв. м, что на ░░░% ниже показателя за 2022 г. Динамика объема производства по годам демонстрирует снижение на протяжении двух последних периодов. Среднегодовой темп прироста за 5 лет составил ░░░%.
Импорт и экспорт на рынке
На рынке керамической плитки на экспорт было поставлено ░░░ млн кв. м, что составляет ░░░% от объема произведенной продукции. Как ожидается, доля импорта в среднесрочной перспективе будет снижаться. Доля импортной продукции составляет ░░░ млн кв. м., отмечается снижение на ░░░% по сравнению с предыдущим годом.
Потребление
В 2023 г. наблюдается снижение темпов производства и потребления керамической плитки и керамогранита как со стороны строительных компаний, так и конечных потребителей на фоне замедления темпов строительного сектора. Экспертами отмечается продолжение процесса импортозамещения на рынке керамической плитки и керамогранита.
По итогам 2023 г. на рынке потребление сократилось на ░░░%, так как реальные располагаемые доходы населения не успевают за ростом цен, а рынок еще преодолевает фазу адаптации.
В связи с тем, что керамическая плитка и керамогранит являются продукцией строительной сферы, присутствует некоторая сезонность спроса. По отдельным группам продукции (некоторые виды технического гранита), как отмечают эксперты рынка, сезонный спрос может увеличиваться до 100%. Однако эти группы продукции занимают на рынке небольшую долю, основной объем продукции приходится на работы внутри помещения, а значит продажи ее не подвержены значительным сезонным колебаниям. Объем и динамика спроса на рынке керамической плитки и керамогранита зависит от таких факторов, как состояние строительной отрасли, объемы и структура строительства.
Инвестиционные проекты
По данным Цифровой платформы Инвестиционные проекты России, в России по состоянию на октябрь 2024 года в подотрасли «Керамические изделия» на активной стадии реализуются ░░░ проектов на сумму ░░░ млрд рублей (не включая проекты, находящиеся на стадиях "Приостановлен", "Отменен", "Введен в эксплуатацию").
Крупнейшими инвесторами в проекты на активной стадии (не включая проекты, находящиеся на стадиях "Приостановлен", "Отменен", "Введен в эксплуатацию") являются: Технониколь (░░░% в суммарном объеме инвестиций), ░░░░░░░░░░░░ (░░░%) и ░░░░░░░░░░░░ (░░░%).
За период 2000 – 2024, в отрасли «Керамические изделия», в эксплуатацию был введен ░░░ проектов на сумму ░░░ млрд рублей.
По данным Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России», в отрасли активно реализуются проекты, связанные созданием новых производственных площадок (см. таблицу ниже):
Описание проекта |
Инициатор |
Местоположение |
Объем инвестиций |
Стадия проекта |
Срок реализации |
ООО "СИБУ ИНДАСТРИЭЛ" | Липецкая область | ░░░ млрд руб. | Строительство | 2022-2025 | |
ООО "ЗАВОД "СТРОЙМИНЕРАЛ" | Башкортостан | ░░░ млрд руб. | Предпроектные проработки | 2024-2028 | |
Расширение производства огнеупорных керамических изделий | ООО "ОРЕНБУРГСКИЙ ПРОПАНТ"а | Оренбургская область | ░░░ млрд руб. | Модернизация | 2022-2025 |
Создание производства экструдированной керамической плитки | ООО "АТЛАС-НТС" | Краснодарский край | ░░░ млрд руб. | Проектирование | 2022-2027 |
ОАО "ВОЛГОГРАДСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД" | Волгоградская область | ░░░ млрд руб. | Предпроектные проработки | 2021-2028 |
Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на декабрь 2024
Тенденции и перспективы рынка
Основываясь на анализе текущего состояния российского рынка керамической плитки и керамогранита, можно выделить следующие тенденции:
- Высокий уровень конкуренции обеспечивается российскими производителями и зарубежными компаниями с локализованными производствами. В стране действует более ░░░ предприятий
- Высокий уровень консолидации рынка: ядро конкуренции формируют порядка 20 российских и зарубежных компаний, при этом на долю 6 крупнейших производителей (включая Инициатора проекта) приходится порядка 60% от общего объема рынка.
- Перераспределение продуктовых сегментов на рынке, в частности увеличение доли керамогранита до ░░░% благодаря высоким эксплуатационным характеристикам, а также совершенствованию декоративных свойств и повышению эстетической привлекательности данного строительного материала.
- Рост спроса на крупноформатный керамогранит, который позволяет, с одной стороны, сократить сроки монтажных и отделочных работ, с другой стороны, обеспечить практически монолитное покрытие за счет плит больших размеров, что придает респектабельный и эффектный внешний вид помещениям.
- Увеличение влияния эстетической составляющей продукции, рост запросов потребителей в сфере дизайна интерьеров, и как следствие, в сфере строительно-отделочных материалов, и как следствие, расширение производителями ассортимента выпускаемой продукции (по цветовой гамме, типам и видам поверхности и др.).
Читайте нас в Telegram