Запрос на получение аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить полную версию статьи

* Обязательные для заполнения поля.

Рынок керамической плитки

В 2023 году порядка 75% продукции на рынке российского происхождения

Смежные рынки: Рынок керамической черепицы

Керамическая плитка — это строительный и отделочный материал, изготавливаемый из обожженной глины, предназначенный для облицовки стен, полов и фасадов. Она отличается высокой прочностью, разнообразием дизайна и долговечностью.

Объем и структура рынка

В 2023 г. объем рынка керамической плитки и керамогранита демонстрирует падение на ░░% Ожидается, что в 2024-2025 гг. рынок продолжит снижаться на ░░%, восстановление начнется ближе к 2026 г.

Динамика объема рынка керамических плит, млн кв. м

В статистической отчетности существует разделение керамической плитки на:

  • Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен
  • Плитки керамические для полов
  • Плитки керамические фасадные

Структура российского производства по видам плитки показывает, что наибольший процент приходится на плитку для полов (2023 г. – ░░%), затем следует плитка для стен – ░░%, доля фасадной плитки в российском производстве составляет ░░%.

Производство

В 2023 г. объем выпуска керамических плит в России составил ░░ млн кв. м, что на ░░% ниже показателя за 2022 г. Динамика объема производства по годам демонстрирует снижение на протяжении двух последних периодов. Среднегодовой темп прироста за 5 лет составил ░░%.

 Динамика производства керамических плит, млн кв. м

Импорт и экспорт на рынке

На рынке керамической плитки на экспорт было поставлено ░░ млн кв. м, что составляет ░░% от объема произведенной продукции. Как ожидается, доля импорта в среднесрочной перспективе будет снижаться. Доля импортной продукции составляет ░░ млн кв. м., отмечается снижение на ░░% по сравнению с предыдущим годом.

Импорт и экспорт керамических плит, млн кв. м

Потребление

В 2023 г. наблюдается снижение темпов производства и потребления керамической плитки и керамогранита как со стороны строительных компаний, так и конечных потребителей на фоне замедления темпов строительного сектора. Экспертами отмечается продолжение процесса импортозамещения на рынке керамической плитки и керамогранита.

По итогам 2023 г. на рынке потребление сократилось на ░░%, так как реальные располагаемые доходы населения не успевают за ростом цен, а рынок еще преодолевает фазу адаптации.

В связи с тем, что керамическая плитка и керамогранит являются продукцией строительной сферы, присутствует некоторая сезонность спроса. По отдельным группам продукции (некоторые виды технического гранита), как отмечают эксперты рынка, сезонный спрос может увеличиваться до 100%. Однако эти группы продукции занимают на рынке небольшую долю, основной объем продукции приходится на работы внутри помещения, а значит продажи ее не подвержены значительным сезонным колебаниям. Объем и динамика спроса на рынке керамической плитки и керамогранита зависит от таких факторов, как состояние строительной отрасли, объемы и структура строительства.

Инвестиционные проекты

По данным Цифровой платформы Инвестиционные проекты России, в России по состоянию на октябрь 2024 года в подотрасли «Керамические изделия» на активной стадии реализуются ░░ проектов на сумму ░░ млрд рублей (не включая проекты, находящиеся на стадиях "Приостановлен", "Отменен", "Введен в эксплуатацию").

Количество проектов в активной стадии реализации в отрасли  “Керамические изделия”

Крупнейшими инвесторами в проекты на активной стадии (не включая проекты, находящиеся на стадиях "Приостановлен", "Отменен", "Введен в эксплуатацию") являются: Технониколь (░░% в суммарном объеме инвестиций), ░░░░░░░░ (░░%) и ░░░░░░░░ (░░%).

Крупнейшие инвесторы в отрасли  “Керамические изделия”,  2024-2029 гг

За период 2000 – 2024, в отрасли «Керамические изделия», в эксплуатацию был введен ░░ проектов на сумму ░░ млрд рублей.

Крупнейшие инвесторы в отрасли  “Керамические изделия”,  2000-2024 гг, введенные в эксплуатацию

По данным Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России», в отрасли активно реализуются проекты, связанные созданием новых производственных площадок (см. таблицу ниже):

Описание проекта

Инициатор

Местоположение

Объем инвестиций

Стадия проекта

Срок реализации

Строительство завода по производству огнеупорной продукции

ООО "СИБУ ИНДАСТРИЭЛ" Липецкая область ░░ млрд руб. Строительство 2022-2025

Строительство завода по производству керамических гранул

ООО "ЗАВОД "СТРОЙМИНЕРАЛ" Башкортостан ░░ млрд руб. Предпроектные проработки 2024-2028
Расширение производства огнеупорных керамических изделий ООО "ОРЕНБУРГСКИЙ ПРОПАНТ"а Оренбургская область ░░ млрд руб. Модернизация 2022-2025
Создание производства экструдированной керамической плитки ООО "АТЛАС-НТС" Краснодарский край ░░ млрд руб. Проектирование 2022-2027

Расширение производства керамогранита

ОАО "ВОЛГОГРАДСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД" Волгоградская область ░░ млрд руб. Предпроектные проработки 2021-2028

Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на декабрь 2024

Тенденции и перспективы рынка

Основываясь на анализе текущего состояния российского рынка керамической плитки и керамогранита, можно выделить следующие тенденции:

  • Высокий уровень конкуренции обеспечивается российскими производителями и зарубежными компаниями с локализованными производствами. В стране действует более ░░ предприятий
  • Высокий уровень консолидации рынка: ядро конкуренции формируют порядка 20 российских и зарубежных компаний, при этом на долю 6 крупнейших производителей (включая Инициатора проекта) приходится порядка 60% от общего объема рынка.
  • Перераспределение продуктовых сегментов на рынке, в частности увеличение доли керамогранита до ░░% благодаря высоким эксплуатационным характеристикам, а также совершенствованию декоративных свойств и повышению эстетической привлекательности данного строительного материала.
  • Рост спроса на крупноформатный керамогранит, который позволяет, с одной стороны, сократить сроки монтажных и отделочных работ, с другой стороны, обеспечить практически монолитное покрытие за счет плит больших размеров, что придает респектабельный и эффектный внешний вид помещениям.
  • Увеличение влияния эстетической составляющей продукции, рост запросов потребителей в сфере дизайна интерьеров, и как следствие, в сфере строительно-отделочных материалов, и как следствие, расширение производителями ассортимента выпускаемой продукции (по цветовой гамме, типам и видам поверхности и др.).

Читайте нас в Telegram