Рынок компьютеров в РФ
По прогнозам, к 2033 году объем рынка в России достигнет 438 млрд руб.Смежные рынки: Рынок материнских плат, Рынок электронных компонентов
Портативный компьютер — это мобильный компьютер, содержащий все необходимые компоненты (процессор, память, жесткий диск и др.) для самостоятельной работы. Он является центральным элементом программно-аппаратного комплекса (ПАК), расширяя его функциональность благодаря мобильности и автономности. Ноутбуки представлены в различных форм-факторах: от классических лэптопов до ультрабуков и планшетов.
Объем и структура рынка
В 2023 году объем рынка портативных компьютеров достиг ░░░ млрд руб., что на ░░░% меньше по сравнению с 2021 годом.
Наибольшее повышение цен зафиксировано на внутреннем рынке, что обусловлено ростом стоимости компонентов. Объем рынка портативных компьютеров, произведенных в России, достиг ░░░ млрд руб., превысив показатели предыдущего года на ░░░%.
Производство
На сегодняшний день отечественные компании совокупно занимают незначительную часть рынка. Ноутбуки российского производства представлены преимущественно в среднем и низком ценовых сегментах, но по сравнению с конкурентами выгодно отличаются ценой. Помимо этого, они обеспечены гарантированной сервисной поддержкой и обладают хорошей производительностью, достаточной для выполнения всех базовых функций.
Основные производители портативных компьютеров в России:
- Acer (ООО «Асер маркетинг сервисиз»);
- ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░;
- ░░░;
- ░░░░░░;
- ░░░;
- ░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░;
- ░░░;
- ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░░░.
Импорт и экспорт на рынке компьютеров
В 2023 году объем импорта составил ░░░ млрд руб. в стоимостном выражении, что на ░░░% ниже показателя 2022 года.
ТОП-5 компаний импортеров продукции:
Доля экспорта в российском производстве портативных компьютеров составляет менее ░░░%, что связано с невозможностью производства больших объемов готовой продукции определенного качества, требуемого зарубежным партнерам.
Потребление
Уход зарубежных IT-гигантов с российского рынка (Microsoft, ░░░░░░, ░░░ и др.) вызвал рост спроса на отечественную компьютерную технику и комплектующие. В 2022 году российские производители существенно увеличили свою долю рынка, благодаря снижению логистических издержек и закупкам в Китае. Государственные структуры стали ключевыми потребителями российской продукции.
Доля продаж отечественных брендов в 2024 году составила ░░░%, что на ░░░ процентных пункта больше, чем в 2023 году (в 2022 году доля отечественных ноутбуков составляла ░░░%).
Тенденции и перспективы рынка
Рынок российских компьютеров в 2023 году демонстрировал устойчивый рост, особенно в корпоративном сегменте (░░░%), где отечественные бренды (DNS, ░░░, ░░░ и др.) вытеснили американских конкурентов (░░░, ░░░, ░░░). Ключевыми покупателями стали компании из нефтегазового сектора, энергетики и госсектора (░░░% отгрузок). Хотя продажи продукции малоизвестных брендов снизились из-за перенасыщения рынка и роста цен, общее увеличение производства (прогнозируемый рост на ░░░% в 2023 г. относительно 2022 г. по данным Минэкономразвития) поддерживается госзаказами, программами импортозамещения и растущим интересом к ИИ-технологиям. Несмотря на прогнозируемое замедление темпов роста в последующие годы, к 2026 году ожидается значительное увеличение производства (на ░░░% по сравнению с 2022 годом).
Основные тенденции рынка:
- Уход основных игроков рынка (если в 2020 г. четыре основных лидера рынка ноутбуков – ░░░, ░░░░░░, ░░░ и ░░░ – занимали ░░░% рынка, то в 2023 г. их доля сократилась до ░░░%);
- Основной спрос в сегменте портативных компьютеров (ноутбуков) формируют ноутбуки с диагональю экрана около 15 дюймов – порядка ░░░%;
- Динамический рост спроса, со стороны корпоративных заказчиков в продажах отечественных ноутбуков с переходом на российское ПО.
Читайте нас в Telegram