Рынок железнодорожного машиностроения
Пережили 2020 год - снижение рынка только на 9%В номенклатуру продукции, производимой предприятиями железнодорожного машиностроения, входят локомотивы (тепловозы магистральные (грузовые и пассажирские), тепловозы маневровые, электровозы магистральные (грузовые и пассажирские), газотепловозы и газотурбовозы, электровозы промышленные и рудничные), вагоны грузовые (полувагоны, цистерны, платформы, крытые вагоны, изотермические вагоны, прочие), вагоны пассажирские (магистральные пассажирские вагоны локомотивной тяги, электропоезда и дизель-поезда, скоростной подвижной состав (141-200 км/ч), высокоскоростной подвижной состав (свыше 200 км/ч), вагоны метрополитена, рельсовые автобусы, трамвайные вагоны), путевая техника.
Объем и структура рынка ж/д машиностроения
В 2020 году объем рынка продукции железнодорожного машиностроения продемонстрировал падение на 9%, в стоимостном выражении объем рынка составил ░░ млрд руб. (в ценах производителей, без НДС).
Импортные поставки непосредственно продукции ж/д машиностроения (то есть подвижного состава и частей, которые декларируют как части локомотивов или подвижного состава) составляют около 7% в объеме рынка.
Однако, части, агрегаты и узлы, которые используются для производства вагонов и локомотивов (например, двигатели, тормозные системы и пр.), согласно данным экспертов рынка, остаются импортными на 60-70%, а, следовательно, импортозависимость отрасли остается высокой.
Производство в РФ
По данным Росстата, объем отгрузки продукции железнодорожного машиностроения в 2020 году составил ░░ млрд рублей, снизившись на 8%.
По данным ИПЕМ, в 2019 г. наиболее динамично росли сферы производства путевой техники ( ░░ млрд руб., +77,6% к 2018 году), локомотивостроения ( ░░ млрд руб., +56,6%) и производства моторвагонного подвижного состава ( ░░ млрд руб., +19,3%).
В 2020 году в РФ было произведено более 66 тыс. единиц подвижного состава, показатель уменьшился на 24% относительно 2019 года. Основную долю составили вагоны грузовые магистральные широкой колеи (которые включают, полувагоны, вагоны-платформы, цистерны, хопперы и пр.) – ░░. Среди продукции ж/ж машиностроения, произведенной в России, в 2020 году наибольшее снижение продемонстрировал основной вид подвижного состава – вагоны грузовые магистральные, в частности, производство полувагонов снизилось на ░░ , вагонов-платформ – на ░░ , при этом, выпуск вагонов-цистерн увеличился на ░░ .
Основные участники рынка
Железнодорожную отрасль РФ формируют 7 ведущих компаний:
- 3 ведущие транспортные компании: «РЖД», «Глобалтранс», «ТрансКонтейнер»;
- 4 производителя ж/д техники: «Трансмашхолдинг», Группа «Синара», НПК «ОВК», «Концерн «Уралвагонзавод».
В целом, производством продукции железнодорожного машиностроения в РФ занимаются порядка 1 450 компаний, более 200 компаний поставляют импортную продукцию.
Исходя из анализа базы ФТС, ввозу подлежат следующие виды продукции ж/д машиностроения: цельнокатаные колеса, боковые рамы тележек, оси колесных пар, детали и узлы для тормозной, ходовой и тяговой систем, части двигателей, подъемные механизмы, сцепные устройства.
Рассмотрим подробнее ключевых участников рынка продукции железнодорожного машиностроения.
Относительно импортных поставок продукции железнодорожного машиностроения, отметим, что Украина продолжает лидировать в качестве страны-отправления при импортных поставках продукции железнодорожного машиностроения, в частности, компания «Интерпайп НТЗ» занимает наибольшую долю в поставках по итогам 2020 года. При этом, в конце 2020 года подписано Постановление Правительство, запрещающее ввоз на территорию России нескольких наименований железнодорожных запчастей из Украины: оси для железнодорожных колес диметром 710 мм и более (в собранном или разобранном виде), колесные пары, колеса и заготовки для них, боковые литые рамы для тележек грузовых вагонов и надрессорные балки для них.
Потребление
Инвестиционные проекты
По данным Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России», в сфере железнодорожного машиностроения, по состоянию на март 2021 года, реализуется 16 инвестиционных проекта на общую сумму ░░ млрд рублей. Наиболее крупные проекты представлены в таблице.
Наиболее крупные инвестиционные проекты на рынке железнодорожного машиностроения
Описание проекта |
Инвестор |
Местоположение |
Объем инвестиций |
Стадия проекта |
Срок реализации |
ООО «РЕИЛГО» | Республика Башкортостан |
░░░ млрд руб. | Предпроектные проработки |
2019-2028 | |
Строительство производственного комплекса для выпуска высокоскоростных электропоездов |
ООО «УРАЛЬСКИЕ ЛОКОМОТИВЫ» |
Свердловская область |
░░░ млрд руб. |
Предпроектные |
2020-2023 |
Строительство завода по производству тормозных систем для железнодорожного транспорта |
ООО «КНОРР-БРЕМЗЕ 1520» |
Ленинградская область |
░░░ млрд руб. |
Строительство |
2019-2020 |
Создание научно-производственного комплекса в сфере железнодорожного машиностроения |
АО «ТУЛАЖЕЛДОРМАШ» | Тульская область |
░░░ млрд руб. | Модернизация | 2018-2020 |
АО «КАЛУЖСКИЙ ЗАВОД ПУТЕВЫХ МАШИН И ГИДРОПРИВОДОВ» |
Калужская область |
░░░ млрд руб. | Предпроектные проработки |
2020-2026 | |
АО «РУЗАЕВСКИЙ ЗАВОД ХИМИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ» |
Республика Мордовия |
░░░ млрд руб. | Планирование | 2019-2024 | |
ООО «ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ НОВОТРАНС» |
Ленинградская область |
░░░ млрд руб. | Строительство | 2019-2021 | |
ОАО «ТВЕРСКОЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» |
Тверская область |
░░░ млрд руб. | Строительство | 2015-2024 |
Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на март 2021 года
Тенденции развития рынка железнодорожного машиностроения
Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности до 2024 года и на период до 2035 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 06.06.2020 № 1512-р. По оценкам ИПЕМ, представленные в документе целевые показатели по выпуску ряда видов подвижного состава до 2035 года в финансовом значении эквиваленты ░░ трлн руб. (в среднем ░░ млрд руб. в год, в ценах 2020 года). Среди заложенных в стратегии целевых показателей наибольшие доли составят производство грузовых вагонов (░░ трлн руб., ░░%) и электровозов (░░ трлн руб., ░░%). В Стратегии также заложен выпуск в 2020-2035 годах локомотивов на газомоторном топливе, стоимость которых оценивается свыше ░░ млрд руб.
Планы РФ по выпуску подвижного состава предполагают, что в ближайшие 15 лет Россия будет занимать около ░░% мирового рынка производства железнодорожной техники с учетом трамваев, вагонов метро и путевой техники. Основное потребление будет приходиться на внутренний спрос.
Специалисты рынка отмечают следующие важные проблемы отрасли железнодорожного машиностроения:
- Высокий уровень потенциального спроса на продукцию, в том числе инновационную, транспортного машиностроения, при отсутствии финансовой возможности удовлетворить данный спрос в долгосрочной перспективе.
- Недостаточный уровень конкурентоспособности производимых в Российской Федерации дизельных двигателей и их компонентов, а также современных отечественных разработок в этой области.
- Неразвитость отечественного рынка ключевых современных комплектующих для подвижного состава и отсутствие производства отдельных видов высокотехнологичных комплектующих.
Читайте нас в Telegram