Особенности организации и эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования
Согласно п. 1. ст. 2 Федерального закона № 17 от 10 января 2003 г. к железнодорожным путям необщего пользования относятся железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования. Железнодорожные пути необщего пользования предназначены для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Этапы проектирования железнодорожных путей необщего пользования
Проектирование железнодорожных путей необщего пользования состоит из следующих этапов работ:
- подготовительный этап проектирования;
- изыскания;
- проектирование;
- согласование проектной документации;
- получение разрешения на строительство.
Организации, осуществляющие проектно-изыскательские работы должны являться членами СРО и иметь советующий допуск СРО. Железнодорожные пути необщего пользования не входят в перечень особо опасных и технически сложных объектов, указанный в статье 48.1 Градостроительного Кодекса РФ; в связи с чем для проведения работ не требуется оформление специализированных допусков.
1. Подготовительный этап проектирования
Начальным этапом выполнения проектирования железных дорог является сбор исходных данных, включающий в себя:
2. Изыскания
Основными видами инженерных изысканий для целей проектирования железнодорожных путей необщего пользования являются:
Инженерно-геодезические изыскания для проектирования строительства, реконструкции или капитального ремонта железнодорожного пути и капитальных сооружений должны обеспечивать получение топографо-геодезических материалов и данных о ситуации и рельефе местности, существующих зданиях и сооружениях, необходимых для комплексной оценки природных и техногенных условий территории строительства.
Инженерно-геологические изыскания включают в себя работы по обследованию грунтов, оценки опасности и риска от природных и техногенных процессов, обоснование мероприятий по инженерной защите строящихся сооружений.
Инженерно-гидрометеорологические изыскания должны обеспечивать комплексное изучение гидрометеорологических условий территории строительства и прогноз возможных изменений этих условий в результате взаимодействия с проектируемым объектом с целью принятия верных проектных решений.
Инженерно-экологические изыскания необходимы для оценки современного состояния и прогноза возможных изменений окружающей природной среды под влиянием антропогенной нагрузки с целью предотвращения, минимизации или ликвидации вредных и нежелательных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий и сохранения оптимальных условий жизни населения.
3. Проектирование железнодорожных путей необщего пользования
Разработка проектной документации на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется в строгом соответствии с Постановлением Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 г.
Основным проектным документом является проектная документация, состоящая из текстовой и графической частей.
Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
4. Согласование проектной документации на железнодорожные пути необщего пользования
В особом порядке ОАО «РЖД» согласовываются следующие проекты:
- Проекты при намечаемом объеме перевозок проектируемых железнодорожных путей необщего пользования 500 тыс. тонн в год и более, или с суточным объемом маршрутной отправки 70 вагонов и более, или при увеличении до указанных объемов перевозок, существующих железнодорожных путей необщего пользования;
- Проекты при намечаемом долевом участии ОАО «РЖД» в строительстве железнодорожных путей необщего пользования или проекты, реализация которых повлечет возникновение финансовых обязательств ОАО «РЖД»;
- Проекты, планируемый объем перевозок в которых требует развития инфраструктуры ОАО «РЖД» в размерах больших, чем развитие железнодорожной станции примыкания подъездного железнодорожного пути.
Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. (ст. 49, гл. 6 Градостроительного кодекса РФ).
5. Получение разрешения на строительство
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (Градостроительный кодекс РФ, глава 6, статья 51).
После получения разрешения на строительство, можно переходить к следующему этапу – строительству железнодорожных путей необщего пользования.
Строительство путей необщего пользования
Основными этапами строительства путей необщего пользования являются:
Организация, ответственная за работы, связанные со строительством путей необщего пользования, должна иметь свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта железных дорог и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Обслуживание железнодорожных путей необщего пользования
Технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования
Согласно ст. 16 ч.4 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и п. 1.9. Приказа МПС России № 26 от 18.06.2003 г. «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» у каждого железнодорожного пути необщего пользования должны быть технический паспорт, план, его продольный профиль, чертежи сооружений.
Типовой технический паспорт железнодорожного хозяйства организаций был утвержден распоряжением Минтранса РФ № АН-46-р от 30.05.2001 г.
Статья отображается не полностью