Проектирование морского порта ЮФО и методика расчета грузооборота
Порядок создания порта
Для организации морского порта первоначально разрабатывается проект схемы генерального плана, в этом документе отражают все предполагаемые территории развития порта в части перегрузочных комплексов водных путей и акватории, обеспечение порта транспортной составляющей (дороги, мосты, тоннели, железнодорожные станции, подъездные пути и железнодорожные переезды), выделяют основные объекты инженерной инфраструктуры (электроснабжение, обеспечение связью, объекты водоснабжения и водоотведения), объекты пунктов пропуска через государственную границу (включая стойки и радары радиационного контроля), объекты морской инфраструктуры (маяки, створные знаки, места стоянки судов, границы судоходного фарватера) и прочие вспомогательные объекты. В компоновочных решениях по расположению на схеме объектов, одним из важных моментов является технологичность расположения порта с точки зрения доступности транспорта, морского сообщения, обслуживающего персонала.
Нормы проектирования морских портов, особенности грузооборота портов в ЮФО в настоящее время.
Целью технологического проектирования является выработка оптимальных технологических и планировочных решений порта, чтобы порт стал единым комплексом, удовлетворяющим требованиям безопасного приема, быстрейшей погрузки-выгрузки и комплексного обслуживания судов, отвечающим современным условиям перевозок на морском и смежных видах транспорта.
При этом должны быть обеспечены следующие факторы:
- обеспечивался заданный грузооборот на расчетный год, с учетом влияния режимов навигации;
- проверена возможность развития порта за пределами расчетного периода, на отдаленную перспективу;
- выполнены требования по промышленной, пожарной, санитарной, экологической безопасности, и безопасности труда;
- выполняется условие соразмерности элементов порта.
Морской терминал
Одним из основных элементов технологической структуры порта можно выделить морской терминал, который можно описать как совокупность объектов инфраструктуры, расположенных на специально отведенных территориях(и) и акваториях(и), технологически связанных между собой и предназначенных и (или) использованных для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров.
Структура морского порта в зависимости от вида перевозимого груза (грузы различного назначения или перевозка пассажиров), представлена ниже.
Сухопутный терминал
По технологической структуре сухопутный терминал (сухопутный порт), можно описать как совокупность объектов инфраструктуры, расположенных на специально отведенных территориях(и), с хорошей транспортной доступностью и концентрирующие в себе пересечение большого количества разнообразных грузов, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) использованных для осуществления операций с этими грузами, в том числе для их перевалки, хранения, переупаковки, перетарки и прочее.
Методика расчета грузооборота
Грузооборот - это перемещение груза в единицу времени, эта единица времени может определяться как - час, сутки, месяц, год. В качестве транспорта с грузом может быть морское судно, речное судно, железнодорожный состав, или другое транспортное средство.В основу методики расчета грузооборота порта положено определение суммарного времени обработки (разгрузки и погрузки) каким-либо средством механизации (автокран, плавкран, портальный кран, и др.) расчетного транспорта с грузом, включая время подхода и отхода транспорта к месту проведения грузовых погрузо-разгрузочных операций. Результатом расчета будет определено количество груза, которое за определенное время привезут, разгрузят и погрузят, а затем освободят место для следующей партии грузов(а) и обеспечат подход или подъезд транспорта под новую загрузку. В качестве нормативного документа, для проверки схемы грузооборота может быть использован СП 350.1326000.2018. В этом своде правил определяются нормы технологического проектирования морских портов, и другие нормативные документы, которые тесно связаны с проектированием.
Для корректного расчета грузооборота нужно иметь следующие данные и характеристики:
- Характеристики максимально возможного расчетного грузового судна, которое может пришвартоваться к причалу, т;
- Паспорта причалов и средств механизации (кран или погрузчик), которыми будут выполнять погрузо-разгрузочные работы;
- Длину причального фронта и глубину перед причалом, (м);
- Количество железнодорожных вагонов, которые могут единоразово подаваться на причальный фронт, и интервал по подаче следующей партии вагонов;
- Размеры и емкость тылового склада (т), допустимую нагрузку на покрытие тылового склада (т/м2);
- Время полного цикла по доставке груза автотранспортом в зону тылового склада (если используется автотранспорт);
- Емкость фронта железнодорожных путей, вагон;
- Емкость площадки по накоплению грузового автотранспорта, маш/мест;
Используя полученные данные расчет грузооборота причала Пф (морского терминала), выполняется по следующим формулам:
Расчет грузооборота в год:
Пф. год=Днав*Пф/1000, тыс. т/год
Днав – количество дней навигации с учетом региональных особенностей навигационного периода, дней
Днав=365-Дш, дней
Дш-количество дней за навигацию, при которых не производятся швартовочные или погрузо-разгрузочные работы, по причине несоответствия погодных условий, разрешенным для эксплуатации портовых сооружений параметрам (сила ветра, температура воздуха, обильные атмосферные осадки, высота волны), регулируются местными документами в морской администрации порта.
Расчет грузооборота в месяц:
Пф. мес=Кнер*30,5*Пф, т/мес
Кнер-коэффициент неравномерности загрузки причала в течении месяца (определяется в процентном отношении наиболее загруженного месяца к наименее загруженному);
Расчет суточного грузооборота:
Пф= nу* Kв* Kсн* Pу, т/сут
где nу– количество фронтальных перегрузочных машин на причале;
Kв– коэффициент использования причала по времени для производства погрузки и разгрузки транспортного средства;
Kсн– коэффициент, учитывающий снижение производительности перегрузочных машин при их концентрации на причале (в данном случае, так как считаем для одной машины, будет равен 1).
Ру- средневзвешенная производительность одной фронтальной перегрузочной установки;
Производительность перегрузочной машины:
P = (3600 * g) / Tц, т/ч,
где g – масса груза в одном подъеме, т;
Tц – время одного цикла перегрузочной машины, с.
При перегрузке грузов кранами, возможно совмещение отдельных операций крана, поэтому с учетом этих совмещений продолжительность цикла крана Tц. сов определяется:
Tц. сов = Tц * Kсов, с.
Kсов – коэффициент, учитывающий совмещение элементов цикла (определяется в пределах 0,7 – 0,9)
Расчет производительностьи перегрузочной машины с учетом времени работы в смену:
Pк = P * tоп, т/см.
Статья отображается не полностью