Механизм финансирования инфраструктуры для реализации НИПов
С 1 января 2021 года субъекты РФ, осуществляющие вложения в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, получат право на списание части задолженности по бюджетным кредитам. Новый механизм финансирования инфраструктуры регламентируется Постановлением Правительства РФ N 1704 и Постановлением Правительства РФ N 1705 от 19 октября 2020 г.
Условия осуществления бюджетных инвестиций
Средства бюджета субъекта РФ, высвобождаемые в результате снижения задолженности по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов (НИП).
Под новым инвестиционным проектом понимается ограниченный по времени и ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых объектов основных средств или на реконструкцию существующих объектов, которые вводятся в эксплуатацию после 1 января 2021 г.
Под объектами инфраструктуры понимаются объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры, необходимые для реализации нового инвестиционного проекта. Они могут создаваться в целях развития ОЭЗ, ТОР, ИНТЦ, промышленных парков и других инструментов территориального развития.
Новые инвестиционные проекты должны реализовываться в следующих сферах:
- сельское хозяйство;
- добыча полезных ископаемых (за исключением добычи и (или) первичной переработки нефти, добычи природного газа и (или) газового конденсата, оказания услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата);
- туристская деятельность;
- логистическая деятельность;
- обрабатывающие производства, за исключением производства подакцизных товаров;
- по отраслям, относящимся к перспективным экономическим специализациям субъектов РФ;
- жилищное строительство;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- строительство или реконструкция автомобильных дорог, реализуемых субъектами РФ в рамках концессионных соглашений;
- дорожное хозяйство с применением механизма государственно-частного партнерства.
Бюджетные инвестиции в объекты инфраструктуры осуществляются в следующих формах:
- капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
- предоставление субсидий юридическим лицам, 100% акций (долей) которых принадлежат субъекту РФ, на осуществление капитальных вложений в находящиеся в собственности объекты капитального строительства;
- предоставление субсидий юридическим лицам, 100% акций (долей) которых принадлежат субъекту РФ, на приобретение объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц;
- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных учреждений) в объеме фактически произведенных ими затрат на создание объектов инфраструктуры.
Высвобождаемые средства должны быть направлены:
- на оплату услуг по проведению проектно-изыскательских работ;
- на оплату работ по разработке проектно-сметной документации для объектов инфраструктуры;
- на технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Критерием отбора новых инвестиционных проектов является уровень расчетной бюджетной обеспеченности (РБО). Он рассчитывается как отношение налоговых доходов на душу населения, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ, к аналогичному среднему показателю по консолидированным бюджетам субъектов РФ.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ зависит от индекса налогового потенциала субъекта РФ, индекса бюджетных расходов субъекта РФ, общего объема дотаций на финансовый год, среднего уровня налоговых доходов субъектов РФ на душу населения и численности постоянного населения субъекта РФ. РБО ежегодно рассчитывается Министерством финансов РФ по субъектам РФ и публикуется на официальном сайте Министерства финансов РФ.
В зависимости от уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ устанавливаются ограничения по минимальной стоимости нового инвестиционного проекта.
Реализация новых инвестиционных проектов не предполагается в субъектах РФ, не имеющих бюджетных кредитов и высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности субъекта РФ по бюджетным кредитам средств. К таким регионам относятся:
- субъекты РФ, у которых нет бюджетных кредитов: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Сахалинская обл., Ханты-Мансийский а.о., Ямало-Ненецкий а.о.;
- субъекты РФ, у которых нет высвобождаемых средств: Московская обл., Мурманская обл., Псковская обл., Ростовская обл., Тамбовская обл., Тюменская обл., Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Ненецкий авт. округ.
Таким образом, инвестор, создавая и реализуя новый инвестиционный проект, может получить субсидии из регионального бюджета на всю сумму произведенных затрат на создание объектов инфраструктуры.
На данный момент не приняты региональные нормативно-правовые акты, регулирующие механизм финансирования инфраструктуры за счет средств, высвобождаемых в результате снижения задолженности субъекта РФ по бюджетным кредитам за счет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов. В будущем возможны следующие варианты финансирования инфраструктуры за счет осуществления бюджетных инвестиций:
- 70% фактически понесенных и подтвержденных затрат инвестора на создание объектов инфраструктуры;
- равномерное распределение высвобождаемых средств между всеми новыми инвестиционными проектами региона
Процедура формирования перечня новых инвестиционных проектов
Сводный перечень новых инвестиционных проектов формируется Министерством экономического развития РФ совместно с Министерством финансов РФ, заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти при участии президиума Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ (штаба):
- Министерство экономического развития РФ в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу постановления направляет субъектам РФ, имеющим задолженность по бюджетным кредитам, запрос о предоставлении информации о новых инвестиционных проектах;
- Высшее должностное лицо субъекта РФ в течение 30 календарных дней со дня получения запроса направляет в Министерство экономического развития РФ перечень новых инвестиционных проектов;
- Министерство экономического развития РФ включает полученный перечень новых инвестиционных проектов в сводный перечень новых инвестиционных проектов в случае соответствия проектов одобренным решением штаба критериям отбора;
- Министерство экономического развития РФ направляет сводный перечень новых инвестиционных проектов в штаб в течение 30 календарных дней со дня поступления предложений для последующего рассмотрения и принятия решения об одобрении.
Статья отображается не полностью
Читайте нас в Telegram