Комплексный инвестиционный проект «Модернизация флота и строительство судов для обеспечения грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском бассейне. Реконструкция и модернизация Жатайского судоремонтно-судостроительного завода»
Наименование проекта: Комплексный инвестиционный проект «Модернизация флота и строительство судов для обеспечения грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском бассейне. Реконструкция и модернизация Жатайского судоремонтно-судостроительного завода»
Структура работы:
- обоснование выбора варианта реализации проекта;
- концепция проекта;
- дорожная карта реализации проекта;
- бизнес-план проекта;
- параметрическая финансовая модель;
- паспорт проекта в соответствии с Постановлением №1055;
- презентация проекта в видеоформате и формате pptх;
- схема размещения объектов на территории Жатайской судоверфи;
Отрасль: промышленные проекты / судостроительная промышленность; государственная поддержка / государственные субсидии
Видеопрезентация Проекта
Общий объём инвестиций: 5 750,7 млн руб. – инвестиционные затраты на создание судоверфи и модернизация судоремонтных мощностей; 7 043,9 млн руб. – дополнительный CAPEX для предприятия на горизонте планирования 40 лет.
Заказчик проекта: АО «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)»
Регион реализации проекта: Республика Саха (Якутия)
Направления проекта: Комплексный проект предполагает реализацию четырех взаимосвязанных инвестиционных проектов:
1. Создание современной высокотехнологичной Жатайской судоверфи;
2. Строительство судов речного класса;
3. Модернизация, ремонт и межнавигационное обслуживание судов;
4. Утилизация судов.
Заинтересованные пользователи:
- Правительство Российской Федерации,
- Департамент судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Российской Федерации,
- АО «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)»,
- Правительство Республики Саха (Якутия),
- Минвостокразвития России,
- ОАО «Ленское объединенное речное пароходство»,
- Судоходные компании Ленского бассейна,
- Фонд развития промышленности,
- Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона,
- Федеральный центр проектного финансирования Внешэкономбанка,
- Коммерческие банки,
- Лизинговые компании,
- Машиностроительные и судостроительные предприятия Российской Федерации.
Экономика проекта:
- Планируемый объем капитальных затрат на создание универсальной судоверфи, модернизации судоремонтных мощностей и создание участка утилизации составит 5 750,7 млн руб. с НДС в ценах соответствующих лет, в том числе:
- создание судоверфи – 3 652,9 млн руб. с НДС в ценах соответствующих лет, в том числе строительно-монтажные работы (СМР) – 2 054,7 млн руб., оборудование и транспорт – 1 240,0 млн руб., прочие затраты – 358,2 млн руб.;
- модернизация судоремонтных мощностей – 2 040,2 млн руб. с НДС в ценах соответствующих лет, в том числе СМР – 1 883,9 млн руб., оборудование и транспорт – 156,3 млн руб.;
- создание участка утилизации – 57,6 млн руб. с НДС в ценах соответствующих лет, в том числе СМР – 32,6 млн руб., оборудование и транспорт – 25,0 млн руб.
- Предполагаемые источники финансирования Комплексного проекта:
- Субсидии за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы №2 «Развитие производства современных технических средств и технологий для решения задач в области сбалансированного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности» в новой редакции Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу»;
- Льготный целевой долгосрочный займ АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» (далее – ФРДВ) под 5% годовых;
- Субсидии по конкурсу Минвостокразвития России на создание объектов внешней инфраструктуры.
- Субсидии из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение путем строительства новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию (судовой утилизационный грант);
- Средства Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в рамках программы поддержки развития судостроения;
- Средства Фонда развития промышленности;
- Собственные и привлеченные в финансово-кредитных институтах средства участников проекта.
- Коммерческая эффективность на горизонте планирования 40 лет:
- Чистая приведенная стоимость – 5 437,0 млн руб.;
- Внутренняя норма доходности – 7,5 %;
- Простой период окупаемости средств инвестора – 24 года;
- Дисконтированный период окупаемости средств инвестора – 28,9 лет.
- Расчет мультипликатора проекта (соотношению бюджетных и внебюджетных средств) показывает, что при реализации Комплексного проекта на двадцатилетний горизонт планирования, предусматривающего выполнение программы строительства 160-ти судов для судоходных компаний Ленского бассейна, на один рубль бюджетных средств будет привлечено 53,8 рублей внебюджетных инвестиций.
- Социальная и бюджетная эффективность: реализация проекта обеспечит создание около 1 300 рабочих мест из них более 1 000 – высокопроизводительных, (по проекту на высокотехнологичной Жатайской судоверфи будут работать около 680-690 чел., также прогнозируется создание более 600 новых рабочих мест на предприятиях Республики Саха (Якутия) за счет кооперации), и увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в размере 22 380,8 млн руб. за расчетный период до 2055 г..
Маркетинговое окружение
В маркетинговом разделе бизнес-плана был произведен анализ ситуации на рынке судостроения и судоремонта, рассмотрена ситуация на рынке грузоперевозок внутренним водным транспортом в Республике Саха (Якутия), в том числе, проанализированы вопросы наличия и технического состояния флота, объемов перевозок по видам грузов и по грузоотправителям, конкуренции на рынке перевозок и пр.
Также был проведен обзор ситуации и перспектив развития Арктической зоны РФ, с целью выявления потенциальной потребности в использовании флота Ленского бассейна для решения задач организаций работающих в Арктике.
В результате проведенного исследования были выявлены факторы, обуславливающие целесообразность возобновления судостроения в Ленском бассейне, к числу которых относятся:
- Активизация геополитических процессов в Арктической зоне Российской Федерации;
- Развитие инфраструктуры Северного морского пути;
- Необходимость формирования в Северо-Якутской опорной зоне высокотехнологичного производства судов, позволяющего выполнять мобилизационные задания при работе экономики Российской Федерации в особых условиях;
- Изменение транспортно-логистической схемы завоза грузов в Республику Саха (Якутия) в связи с многолетним обмелением верховья реки Лены и перспективами ввода в постоянную эксплуатацию железнодорожной линии «Беркакит-Томмот-Якутск»;
- Ограниченная транспортная доступность и безальтернативность внутреннего водного транспорта для всей северной части территории Якутии;
- Реализация политики импортозамещения;
- Критическое устаревание флота Ленского бассейна;
- Необходимость повышения эффективности расходования средств консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) за счет повышения эффективности работы внутреннего водного транспорта;
- Необходимость обеспечения эффективной и бесперебойной доставки жизнеобеспечивающих грузов, в том числе топливно-энергетических ресурсов, для нужд труднодоступных и удаленных населенных пунктов северо-восточной части Арктической зоны Российской Федерации;
- Рост рисков срыва завоза грузов, в том числе жизнеобеспечивающих, в арктические и северные территории Республики Саха (Якутия) в связи с критическим устареванием флота.
Уже сегодня судовладельцы Ленского бассейна по самым скромным подсчетам оценивают свою потребность в новых судах на уровне 325 единиц . С учетом ускоренных темпов признания морально и физически устаревшего флота не годным к эксплуатации, потребность в новых судах с каждым годом будет лавинообразно расти.
Жатайская судоверфь нацелена на производство речных судов «первой необходимости», которые будут осуществлять завоз жизнеобеспечивающих грузов в арктические и северные территории Республики Саха (Якутия). Оставшуюся потребность в новых судах планируется восполнять за счет приобретения судов, произведенных на мощностях других судостроительных предприятий России, с использованием всех доступных мер государственной поддержки.
Строительство и предпроектные расчёты по инженерным сетям
Составлен актуальный перечень вновь возводимых объектов капитального строительства для судостроительного комплекса Жатайской судоверфи;
Совместно с ОАО «ЛОРП» составлен актуальный перечень реконструируемых и вновь возводимых объектов капитального строительства и оборудования для судоремонтного комплекса Жатайского ССЗ (ЦТОФ);
Разработана схема размещения на территории Жатайского ССЗ объектов капитального строительства для судостроительного и судоремонтного комплекса, а также производственного комплекса по утилизации судов, выведенных из эксплуатации.
Обоснование технологических решений
Проведён сравнительный анализ стоимости производства судов в Якутии и стоимости приобретения судов на зарубежных верфях и российских верфях, расположенных в других регионах. Обоснована целесообразность создания производства в Республике Саха (Якутия);
Были произведены предварительные укрупнённые расчёты капитальных затрат на создание судоверфи полного цикла (в актуальных ценах) по следующим вариантам:
- на основе технологических решений, разработанных ЦТСС;
- на основе технико-коммерческих предложений иностранных поставщиков судостроительного оборудования;
В целях импортозамещения и для снижения капитальных затрат на СМР и оборудование выполнен подбор потенциальных российских поставщиков строительных конструкций и кранового оборудования для вновь возводимого эллинга и прилегающих к нему цехов. Составлены технические задания на строительные конструкции и крановое оборудование. Получены технико-коммерческие предложения от российских поставщиков строительных конструкций и кранового оборудования.
Специфика работы над проектом:
Для обоснования необходимости реализации проекта потребовалось провести сравнительный анализ влияния обновления флота на тарифы по грузоперевозкам в Ленском речном бассейне и учесть изменение транспортно-логистического узла в Республике Саха (Якутия).
Предварительные расчёты капитальных затрат производились по нескольким вариантам в связи с тем, что Заказчик в процессе согласования расчётов установил строго определённую структуру и лимит по определённым видам затрат (СМР, оборудование и пр.)
С точки зрения финансового моделирования комплексный проект оказался довольно сложным – потребовалась разработка трёх финансовых моделей: отдельно по созданию и окупаемости Жатайской судоверфи, отдельно по строительству и окупаемости судов с учетом региональной концессии, и комплексной модели, включающей всю инвестиционную нагрузку. В дальнейшем модели будут адаптироваться под требования различных органов власти и финансовых институтов для возможности максимального привлечения бесплатных и безвозвратных, льготных платных и возвратных, а также платных и возвратных средств.
Проект является сложным и с точки зрения его структурирования, поскольку требовалось учесть возможность заключения регионального концессионного соглашения на строительство судов. В ходе анализа было выявлено преимущество реализации проекта с учетом организации ТОСЭР на территории Жатайской судоверфи, что даст проекту конкурентное преимущество за счет таможенных преференций на инвестиционном этапе и налоговых преференций на эксплуатационном этапе проекта.
Согласно проведенному исследованию, максимально эффективным вариантом реализации Комплексного проекта является получение ООО «Жатайская судоверфь» статуса резидента ТОСЭР, что даст проекту конкурентное преимущество за счет таможенных преференций на инвестиционном этапе и налоговых преференций на эксплуатационном этапе проекта.
В ходе разработки инвестиционного проекта был подготовлен широкий перечень сопутствующих материалов для представления проекта в органах государственной власти, в частности, видеопрезентация проекта для Восточного экономического форума 2016.