Модернизация существующих и создание новых мощностей АО «Балтийский завод»
Наименование проекта: Стратегия развития АО «Балтийский завод» с учетом модернизации существующих и создания новых производственных мощностей.
Цель разработки проекта: Оценка целесообразности создания в СЗФО крытого сухого дока для строительства крупнотоннажной морской техники, в том числе атомного ледокола ЛК-120 «Лидер».
Структура работы:
- сравнительный анализ потенциала судостроительных предприятий;
- отчет о маркетинговом исследовании;
- строительство и предпроектные расчеты по инженерным сетям;
- обоснование технологических решений;
- параметрическая финансовая модель проекта по двум сценариям;
- концепция инвестиционного проекта;
- презентация инвестиционного проекта.
Отрасль: судостроение
Объем инвестиций: 13,2 млрд руб.
Заказчик проекта: АО «Балтийский завод»
Регион реализации проекта: Санкт-Петербург
Краткое описание проекта:
Проект предполагает создание на производственной площадке АО «Балтийский завод» крытого сухого дока, спроектированного для строительства атомного ледокола «Лидер», а также других крупнотоннажных гражданских судов и военных кораблей.
Цель проекта:
Целью проекта является обоснование концепции модернизации существующих мощностей АО «Балтийский завод» для возможности реализации проекта 10510 атомный ледокол ЛК-120 «Лидер».
Заинтересованные пользователи:
- Инициатор проекта;
- Министерство промышленности и торговли РФ;
- АО «Объединенная судостроительная корпорация»;
- Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
- ФГУП «Атомфлот».
Экономика проекта:
- Общий бюджет проекта: 13,2 млрд руб.
- Расчет эффективности проекта произведен с учетом двух сценариев реализации проекта с точки зрения источников финансирования:
Сценарий 1. Финансирование за счет собственных средств и средств федерального бюджета.
Сценарий 2. Финансирование за счет собственных средств, средств федерального бюджета и заемного финансирования в форме банковского кредита. При этом объем кредитных средств, привлекаемых для строительства сухого дока с эллингом, определяется пропорционально доле коммерческих заказов в структуре выручки проекта.
Коммерческая эффективность на расчетном периоде 20 лет при средней ставке дисконтирования 15,4%:
NPV (чистая приведенная стоимость) – конфиденциально
IRR (внутренняя норма рентабельности) – конфиденциально
PBP (простой период окупаемости) – конфиденциально
DPBP (Дисконтированный период окупаемости) – конфиденциально
- Бюджетная эффективность:
Суммарные налоговые выплаты в бюджеты всех уровней – конфиденциально
- Социальная эффективность: – конфиденциально
Результат реализации проекта:
В результате создания в Санкт-Петербурге – мощнейшем судостроительном кластере – крытого сухого дока Российская Федерация получит технологическую возможность строить уникальные и сложные проекты крупнотоннажной морской техники гражданского и военного назначения с минимальными издержками.
С точки зрения эффективности бюджетных инвестиций строительство подобного объекта целесообразно и экономически обосновано, так как крытый сухой док, в отличие от открытых построечных мест, обеспечивает:
- Сокращение удельной трудоемкости и сроков строительства на 15%;
- Непрерывное всесезонное строительство, исключение простоев из-за погодных условий;
- Увеличение степени готовности заказов при спуске по массе до 90-95%.
Рынок проекта:
Специфика России как морской державы заключается в необходимости ведения экономической деятельности на арктическом побережье и в высокоширотных акваториях. Эта деятельность предусматривает два ключевых направления:
- организацию добычи углеводородного сырья на шельфах арктических морей, а также обеспечение круглогодичной навигации в морях Северного Ледовитого океана по трассе Северного морского пути с целью его транспортировки (с учетом планов по росту грузопотока до 80 млн т;
- поддержание бесперебойного функционирования трассы Северного морского пути для транспортного обеспечения районов российского Крайнего Севера, а также ледокольная поддержка зарождающегося транзитного транспортного коридора из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и обратно через Северный Ледовитый океан.
Рост экономики российской Арктики актуализирует главную транспортную проблему данного региона – потребность в ледоколах, в том числе сверхмощных атомных, и интенсивность их эксплуатации. На сегодняшний день в акватории Северного морского пути решают свои задачи крупнейшие заказчики: ОАО «Ямал СПГ», ПАО «Газпром нефть», ГМК «Норильский никель», ПАО «Новатэк», УК «ВостокУголь», ОАО «Независимая нефтегазовая компания».
В Западном секторе Северного морского пути действующие ледоколы уже обеспечивают бесперебойную круглогодичную навигацию. Для прохождения в этом направлении ледоколам требуются умеренно-высокие ледовые качества, которыми обладают как имеющиеся атомные ледоколы («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач»), так и строящиеся ледоколы проекта 22220. Из названных судов к 2022 году в эксплуатации останется только ледокол «50 лет Победы», к которому в 2019 году присоединится головной ледокол проекта 22220 «Арктика», а далее два серийных – «Сибирь» (2020 год) и «Урал» (2021 год), строящиеся в настоящий момент на АО «Балтийский завод».
В Восточном секторе Арктики в связи с наличием тяжелых льдов для безопасной проводки судов по Северному морскому пути необходимы ледоколы, обладающие предельно высокими ледовыми качествами. Проектируемый в настоящий момент ледокол проекта 10510 ЛК-120 «Лидер» будет способен преодолевать ледовое поле с предельной ледопроходимостью 4,3 м (при скорости 1,5-2,0 узла) и скоростью движения во льдах толщиной 2,0 м – 12 узлов.
Все вышеперечисленное актуализирует необходимость строительства новых судов ледового класса, а также мощных и сверхмощных атомных ледоколов для обеспечения экономических и национальных интересов РФ как внутри государства, так и на внешнеполитической арене.
Специфика работы над проектом:
Разработка проекта включает два основных блока:
- Проведение сравнительного анализа потенциала судостроительных предприятий РФ для реализации проекта 10510 ЛК-120 «Лидер» на основе следующих параметров:
- Объем работ по модернизации производственных мощностей для обеспечения строительства ЛК-120 «Лидер».
- Объем затрат на реконструкцию гидротехнических сооружений, проведение дноуглубительных работ.
- Стоимость создания цеха спецэнергетики и специализированной инфраструктуры для постройки судов с ЯЭУ.
- Затраты на подготовку команды специалистов для строительства ЛК-120 «Лидер».
- Дополнительные затраты, связанные с привлечением специалистов из Санкт-Петербурга в другой регион.
- Затраты на доставку материалов и комплектующих.
Наибольший потенциал для осуществления строительства атомного ледокола ЛК-120 с максимальной экономией финансовых и временных ресурсов имеет АО «Балтийский завод», что обеспечивается технической подготовленностью предприятия и высокими компетенциями в строительстве надводных судов с ЯЭУ.
- Разработка стратегии развития АО «Балтийский завод» с учетом строительства крытого сухого дока.
Прогноз был осуществлен с учетом нескольких сценариев развития предприятия с точки зрения источников финансирования и перспективной производственной программы.