Запрос на получение аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить полную версию статьи

* Обязательные для заполнения поля.

Инвестиционная активность индустрии грузовых терминалов

40% инвестиций в отрасль приходится на 3 региона СЗФО

Грузовой терминал – инфраструктурный объект, включающий в себя комплекс специальных сооружений и технических устройств для приема, отгрузки, сортировки, временного хренения грузов и погрузочно-разгрузочных работ. На данный момент в отрасли насчитывается 184 проекта с объемом инвестиций в 1,87 трлн рублей. Интересантами реализации проектов выступают 83 холдинга, которые занимаются финансированием, проектированием и строительством грузовых терминалов.

Объем инвестиций по годам в подотрасль «Грузовые терминалы»

Распределение инвестиций по годам демонстрирует положительную динамику инвестиций в проекты грузовых терминалов в течение 5 лет. Ожидается, что в 2025 году финансовый объем в отрасль увеличится на 27,5% по сравнению с 2024 годом. В 2026 году капиталовложения увеличатся еще на 24,6% и достигнут пикового значения 254,3 млрд рублей. Сокращение инвестиций в 2027-2028 гг. связано с предполагаемым вводом ряда проектов в эксплуатацию. При этом среднегодовой прирост финансовой массы в 2024-2028 гг. составит 9,3%.

Лидерами по объемам инвестиций ежегодно будут Северо-Западный, Дальневосточный и Приволжский федеральные округа. На них в совокупности приходится 72,6% всех капиталовложений в отрасль в ближайшие 5 лет.

Структура инвестиций по холдингам в подотрасль «Грузовые терминалы»

Согласно структуре инвестиций в активные проекты по холдингам, 89 проектов стоимостью 839,5 млрд рублей будут реализованы холдинговыми структурами. Десятая часть финансовых вложений или 120 млрд рублей ожидается от холдинга «АЕОН», который планирует возведение 2 объектов. «Global Ports» инвестирует 65,5 млрд рублей в 6 проектов, что составляет 5,5% финансового объема. «Росморречфлот» и «Роснефть» реализуют по одному проекту угольного и нефтяного терминалов в морском порту Ненецкого автономного округа стоимостью 120 млрд рублей каждый. «Тольяттиазот» вкладывает 54 млрд рублей в 2 проекта в рамках группы проектов торгового порта «Тамань» Краснодарском крае.

Совместно ТОП-5 холдингов финансово обеспечивают 30,1% всех инвестиций отрасли. Остальные игроки намерены вкладывать в свои проекты от 15 млн до 51,1 млрд рублей. Отмечается, что за счет финансовых ресурсов 12 крупных холдингов будут реализованы 35 проектов на 627,2 млрд рублей – это более половины от суммы всех капиталовложений в отрасль. 29,6% инвестиционного объема приходится на компании, не входящие в холдинговые структуры.

Проекты на активной стадии в подотрасль «Грузовые терминалы»

В течение прошедших 12-ти месяцев в сфере грузовых терминалов наблюдался плавный восходящий тренд. Финансовый объем проектов на активных стадиях за год вырос на 27,3%: с 1,1 до 1,4 трлн рублей. Количество проектов увеличилось на 34,6% (с 107 до 144 единиц). Средний прирост составил 3 проекта в месяц. Исключениями стали ноябрь 2023 года и февраль-март 2024 года, когда количество активных проектов сокращалось в связи с вводом объектов в эксплуатацию, приостановкой и отменой ряда проектов. В общей инвестиционной массе также отмечаются колебания. Наибольший прирост наблюдался в августе 2023 года и составил 200 млрд рублей. В связи с завершением реконструкции сооружения по приемке грузов в Санкт-Петербурге стоимостью 33 млрд рублей в ноябре 2023 года было зафиксировано незначительное сокращение финансового объема в отрасли. Спад инвестиций также наблюдался в июле 2023 года и марте-апреле 2024 года и был вызван приостановкой таких капиталоемких проектов, как возведение угольного терминала в Хабаровском крае на 30 млрд рублей и транспортно-логистического центра в Башкортостане на 37 млрд рублей. Часть приостановленных проектов впоследствии вновь вышла на активные стадии.

На данный момент в отрасли реализуется 146 проектов стоимостью 1,4 трлн рублей, что на 2 проекта больше, чем в июне.

Структура инвестиций по стадиям в подотрасль «Грузовые терминалы»

В разрезе объема инвестиций по стадиям реализации проектов можно отметить, что 73% капиталовложений в отрасль или 1,2 трлн рублей задействовано в 146 проектах на активных стадиях («планирование», «предпроектные проработки», «проектирование», «подготовка к строительству», «строительство», «модернизация»). В 73 проекта на ранних стадиях («планирование», «предпроектные проработки») сосредоточено 36% инвестиционной массы отрасли. При их реализации в отрасль поступит 593,5 млрд рублей. 13% финансового объема или 220 млрд рублей задействовано в проектировании. Строительно-монтажные работы (стадии «подготовка к строительству», «строительство» и «модернизация») проводятся на 51 объекте, в котором сосредоточено 378,7 млрд рублей или 24% капиталовложений. В отрасли отмечается большая доля приостановки: 40 проектов суммарно на 444 млрд рублей, что составляет 27% инвестиций в отрасль. Крупнейший активный проект находится на стадии проектирования и представляет собой возведение угольного терминала в морском порту Ненецкого автономного округа за 120 млрд рублей.

Структура инвестиций по отраслям в подотрасль «Грузовые терминалы»

Структура инвестиций по регионам демонстрирует, что наиболее крупные капиталовложения в размере 240 млрд рублей или 20,1% финансового объема запланированы в проектах угольного и нефтяного терминалов в Ненецком автономном округе. В 8 проектах Ленинградской области сосредоточено 13,6% инвестиционной массы или 162 млрд рублей. Наибольшее число проектов реализуется в Приморском крае: 20 единиц на 114 млрд рублей или 9,5% финансового объема. По 6 проектов реализуется в Мурманской области и Хабаровском крае, вложения в которые составляют 6,3% (75,6 млрд рублей) и 5,5% (65,8 млрд рублей) от общих инвестиций в отрасль. На ТОП-5 регионов приходится 55% финансовой массы проектов грузовых терминалов или 656,6 млрд рублей в 42 проекта.

Всего в 12 приоритетных регионах будет реализовано 956,9 млрд рублей – 79,7% от общего финансового объема отрасли.

Читайте нас в Telegram