Петербургских автопроизводителей допустят в ОЭЗ
В особых экономических зонах технико-внедренческого типа будет разрешена регистрация производственных компаний. Такое предложение внесет в Госдуму Минэкономразвития РФ в ходе весенней сессии. В Петербурге мера будет полезна в первую очередь автопроизводителям, которые из-за ухудшения рыночной конъюнктуры вынуждены уже сейчас приостанавливать производства. Регистрация в качестве резидентов позволит им получить ряд налоговых льгот. По задумке федерального ведомства, подать заявку на регистрацию в ОЭЗ смогут и автопроизводители, расположенные в Ленобласти.
В особых экономических зонах технико-внедренческого типа будет разрешена регистрация производственных компаний. Такое предложение внесет в Госдуму Минэкономразвития РФ в ходе весенней сессии. В Петербурге мера будет полезна в первую очередь автопроизводителям, которые из-за ухудшения рыночной конъюнктуры вынуждены уже сейчас приостанавливать производства. Регистрация в качестве резидентов позволит им получить ряд налоговых льгот. По задумке федерального ведомства, подать заявку на регистрацию в ОЭЗ смогут и автопроизводители, расположенные в Ленобласти.
О готовящихся изменениях в федеральном законодательстве стало известно после встречи директора департамента особых экономических зон, проектов развития регионов и моногородов Минэкономразвития РФ Андрея Соколова с представителями автокластера Петербурга, проходившей 24 марта на участке «Нойдорф» инновационной ОЭЗ «Санкт-Петербург». В ходе встречи производители жаловались на экономику и просили льгот как для себя, так и для производителей автокомплектующих.
«Сегодня конкуренция идет не только между компаниями, но и в рамках одной корпорации. Например, если речь идет о расширении производства или выпуске новой модели, головные компании рассматривают варианты с заводами в различных регионах мира. Поэтому Петербургу сегодня важно каким-то образом предоставить производителям дополнительные льготы. К сожалению, условия, существующие сейчас, не позволяют автопрому развиваться», – заявила директор Nissan по взаимодействию с госорганами Татьяна Горовая.
Среди возможных мер она назвала поддержку малого и среднего бизнеса в производстве автокомплектующих второго и третьего уровня, для которых сегодня отсутствует инфраструктура и соответствующий инвестиционный климат. Это производители узлов и произведенных из них сложных систем. Российские производители автокомплектующих первого уровня, базовых элементов, таких, как детали и микросхемы, конкуренции с зарубежными аналогами не выдерживают в принципе.
Руководитель группы поиска поставщиков Nissan Даниил Новицкий для сравнения привел условия «входа» на рынок поставщиков автокомплектующих в Татарстане и Петербурге. Для создания предприятия на территории 4 – 5 га с потреблением 4 – 5 МВт электричества в Татарстане требуются инвестиции в размере 5 млн рублей. В Петербурге – 150 – 175 млн рублей. То есть стоимость «входного билета» разнится в разы.
По словам главы юридической и PR-службы главы MAN Truck and Bus Production RUS Марии Михлиной, создание ОЭЗ для автопроизводителей в Петербурге не решит всех проблем компании, но улучшит ее положение на рынке. Локализация производства грузовиков MAN на сегодня равна 28%. Таким образом, одной из главных проблем для производителей грузовых автомобилей MAN и Scania в Петербурге являются ввозные таможенные пошлины: средняя таможенная пошлина на ввоз готового автомобиля равна 5%, а ввоз комплектующих в среднем облагается 7,5% таможенных сборов. Поэтому производить автомобили в России компании сегодня невыгодно. Вступление в ВТО практически убивает бизнес-кейс Scania Peter, считает директор по связям с органами государственной власти компании Яна Аржанова.
«Да, на фоне падающего рубля не очень понятно, как вы будете конкурировать», – скептически заметил Андрей Соколов, предложив компании вместо отдельных льгот для производителей грузовых автомобилей развивать локализацию автозапчастей в России.
Федеральный чиновник пожурил и местные власти: «Надо определиться, чем является автокластер для городских властей – политическим решением предыдущей администрации, с которым приходится жить, или существенным сектором экономики города, который надо развивать? Если вариант ответа второй – надо работать с естественными монополиями, предоставлять налоговые льготы», – сказал Соколов, после того как представители комитетов по экономическому развитию и промышленному производству города не смогли внятно ответить на вопрос о конкретной стратегии развития автокластера Петербурга.
Соколов полагает, что вывод или консервация автопроизводств в Петербурге при недостаточном внимании региональной власти будет ударом в первую очередь имиджевого порядка.
«Не могу сказать, что мы ночами не спим и думаем, как спасти петербургский автокластер, но определенные мысли у нас есть», – сказал директор департамента ОЭЗ Минэкономразвития. Ведомство подготовило вариант, предложенный автомобильному заводу Volkswagen в Калуге, когда площадка завода объявляется площадкой ОЭЗ и на нее распространяются льготы, положенные резидентам особой зоны, пояснил Соколов.
С формальной точки зрения для реализации аналогичной меры в Петербурге мешает одна деталь. На территории города действует технико-внедренческая (инновационная) ОЭЗ, регистрация в которой разрешена производителям и разработчикам высокотехнологической продукции. Автопроизводители стать резидентами ОЭЗ не могут – для них предусмотрены специальные промышленные зоны. Второе препятствие – ограничение по количеству площадок, входящих в одну экономическую зону.
Чтобы устранить юридические противоречия, Минэкономразвития подготовило поправки в федеральный закон №116-ФЗ «Об особых экономических зонах». Нововведения касаются не только Петербурга, они затронут все экономические зоны в стране. После вступления в силу законопроект отменит разделение зон на типы: компании производственного профиля смогут регистрироваться в инновационных ОЭЗ.
Второй мерой будет снятие ограничения по количеству площадок. «Ограничения по общей площади экономической зоны останется, а сколько территорий будет в нее входить в принципе не важно», – пояснил Андрей Соколов. Условием регистрации будет инвестирование заводом в производство 3 млн евро. Резидентам ОЭЗ запретят вести деятельность за пределами особой зоны. Чтобы соответствовать ограничениям, автопромышленникам потребуется выделить структуры по сбыту продукции в отдельные предприятия. Возможность регистрации в ОЭЗ будет предоставлена и предприятиям, расположенным в Ленинградской области.
Чиновник пообещал, что все заявки автопроизводителей для регистрации в ОЭЗ будут рассмотрены в течение месяца с момента их подачи. Изменения в законодательство планируется внести в течение весенней сессии Госдумы. В министерстве надеются, что поправки заработают осенью. В то же время льгот для производителей автокомплектующих в Северной столице, по всей вероятности, не будет. Соколов заявил, что федеральное правительство готово строить помещения для производителей автокомплектующих и сдавать их в аренду, но не в Петербурге, а в Пскове, где находится ОЭЗ «Моглино».
Резиденты, зарегистрированные на данный момент в ОЭЗ «Санкт-Петербург», освобождены от налога на имущество, землю и транспортного налога на пять лет. А также получают льготу по страховым взносам с 34% до 14%. Перечисляемый в бюджет налог на прибыль снижается с 20% до 13,5%. Единственным отличием от регистрации в производственных ОЭЗ, по словам Андрея Соколова, будет отсутствие льготы по налогу на фонд оплаты труда.
Даниил Новицкий по итогам встречи заявил, что возможность регистрировать производство автокомплектующих в ОЭЗ жизненно важна для предприятия: на территории завода уже создан парк поставщиков, осталось наделить территорию площадью 165 га статусом ОЭЗ. При этом если парк поставщиков – резидентов ОЭЗ расположится на территории другого завода в Ленобласти или Петербурге, японского автопроизводителя это тоже устроит – для Nissan главное, чтобы производители комплектующих находились в непосредственной близости от основных производственных мощностей компании.
В пресс-службе Hyundai не стали комментировать предложение министерства, так как ранее над возможностью размещения в ОЭЗ не задумывались.
Гендиректор аналитического агентства Auto-Dealer-СПб Михаил Чаплыгин считает, что условия регистрации в ОЭЗ адекватны, и в долгосрочной перспективе выхлоп от резидентства должен быть гораздо больше требуемого объема инвестиций при регистрации. Однако мера не решит ключевых проблем автопрома.
«Для стабильного развития автопроизводства необходим рост доходов населения. Он обеспечит спрос на автомобили. А для этого нужны высокие темпы роста экономики, которых при сырьевой структуре хозяйства добиться невозможно. Если бы не застой в экономике, этих мер Минэкономразвития не потребовалось бы», – уверен эксперт.