Деньги на ветер странствий. На Северо-Западе растут вложения в туриндустрию
Инвестиционная активность в сфере туризма на Северо-Западе за последний год увеличилась на 57%. Бюджет находящихся в работе проектов составляет 245,9 млрд рублей, а самих проектов уже 120. Одна из новых тенденций — в туристическую инфраструктуру стали вкладывать деньги непрофильные инвесторы. Но перспективы возврата инвестиций эксперты оценивают по-разному.
На Северо-Западе резко увеличилось число инвестиционных проектов в сфере туризма. Это отмечают эксперты инвестиционной группы «Профессиональные комплексные решения». По их подсчетам, в марте прошлого года в этой сфере насчитывался 101 инвестпроект на сумму 156,7 млрд рублей, а к марту текущего года их число увеличилось до 120 проектов стоимостью 245,9 млрд рублей.
Крупнейшим регионом по количеству заявленных проектов остается Петербург, здесь насчитывается 50 проектов на сумму 150 млрд рублей. Далее идут Мурманская область (25,6 млрд рублей) и Вологодская область (18 млрд рублей). Меньше всего проектов в Архангельской области — три объекта на сумму 335 млн рублей.
Непрофильные вложения
Одна из новых тенденций в туристической сфере — это приход в нее непрофильных инвесторов, отмечают в «ПКР». В основном компании хотят диверсифицировать бизнес, причем именно в сфере, где конъюнктура располагает к вложениям.
К подобной диверсификации пришел, например, торговый холдинг «Лотос», который уже строит многофункциональный туристическо-оздоровительный центр на Сямозере в Карелии за 2 млрд рублей.
Компания ООО «Новые пространственные решения» совладельца ресторанного холдинга Ginza Project Дмитрия Сергеева стала концессионером проекта создания гостиничного комплекса в Зеленогорске за 1,5 млрд рублей.
А фармацевтическая компания «Цитомед» вложит 1 млрд рублей в приспособление под гостиницу объекта культурного наследия в Петербурге.
Производитель удобрений ПАО «Акрон» планирует потратить на реконструкцию гостиницы в Великом Новгороде 500 млн рублей. А «Промсвязьбанк» строит в Калининградской области пятизвездочную гостиницу на острове Октябрьском примерно за 400-500 млн рублей.
Охота к перемене мест
Опрошенные «Новым проспектом» эксперты по-разному оценивают перспективы текущих вложений в туристический сектор. «Заявленные проекты вряд ли окупятся по ряду причин», — категоричен Юнис Теймурханлы, владелец петербургского отеля «Гельвеция». Он пояснил, что туристического потока, который сейчас обеспечивают только жители России, явно недостаточно для того, чтобы новые проекты окупились в срок. «Ситуацию могло бы спасти возвращение в страну иностранных туристов, но ожидать этого в ближайшие годы точно не стоит», — добавляет Юнис Теймурхналы.
По его прогнозам, сильно рассчитывать на большой поток россиян на Северо-Западе, в частности в Петербурге, не стоит. Пока его подогревает отложенный из-за эпидемии коронавируса спрос, однако в ближайшее время число туристов сократится, поскольку они будут ездить не только в Петербург.
«Рано или поздно туристы захотят поехать и за границу, в том числе в Европу. Они найдут варианты для путешествий и в недружественные страны. Кроме того, сейчас спокойно можно поехать в Азию», — комментирует Юнис Теймурханлы.
По его мнению, сейчас вложения в туристическую отрасль скорее можно считать средством сохранения денег, а не способом получения прибыли.
В какой-то степени исчерпал себя и внутренний туризм в Ленобласти. Об этом говорит Георгий Богачев, владелец базы отдыха «Илоранта». Он заметил некоторое снижение спроса на загородный отдых.
«Это началось примерно с конца осени прошлого года. Причем о снижении спроса говорят и мои коллеги», — отмечает он. Такая тенденция, по мнению эксперта, вызвана несколькими факторами. «Люди устали за время пандемии отдыхать только в своем регионе. Кто-то рвется за границу, кто-то в другие города и веси. Это охота к перемене мест», — комментирует Георгий Богачев.
Самое время
Особое мнение высказал Алексей Мусакин, управляющий партнер Cronwell Hospitality Group, вице-президент Российской гостиничной ассоциации. Он считает, что именно сейчас инвесторам стоит вкладываться в новые туристические проекты.
«Надо использовать меры поддержки от государства, которые действуют для бизнеса (льготные инвесткредиты, экспресс-займы, программа по поддержке агротуризма. — Прим. «НП»), особенно с учетом того, что все проекты в сегменте капиталоемкие, окупаемость у них длинная», — пояснил он.
По мнению Алексея Мусакина, как раз сейчас есть смысл инвестировать, пока не начался новый виток удорожания всех составляющих строительства. «А спрос на внутренний туризм пока на подъеме. Всё это говорит в пользу новых проектов даже с учетом нестабильности и того, что ситуация на рынке может резко поменяться в любой момент», — заключил Алексей Мусакин.