Кто не рискует, тот пьёт игристое
Обзор российского рынка шампанских и игристых вин. Исследования компании "Профессиональные комплексные решения"
Шампанские и игристые вина являются традиционным атрибутом праздничного застолья представителей среднего класса в странах Европы и в России.
В период с 2001-го по 2009 год на российском рынке наблюдался бурный рост этой категории. Объем рынка в этот период вырос с 14,1 до 20,82 млн дал. При этом с 2000-го по 2008 год отмечался рост объема вин отечественного производства в натуральном выражении. Причинами роста являлись стабильный акциз – на уровне 10 рублей с 1 литра шампанского или игристого вина – и переключение спроса на шампанские и игристые вина со стороны потребителей виноградных вин нижнего и среднего ценовых сегментов вследствие повышения цен. Однако в 2009 году объем легального рынка шампанских и игристых вин отечественного производства в натуральном выражении составил 19,38 млн дал, что на 6,9% меньше, чем в 2008-м. Причинами падения стали негативные факторы финансового кризиса, отразившиеся, как на возможностях производителей, так и на доходах потребителей.
Сегодня производством шампанских и игристых вин в России занимаются порядка 25 заводов, при этом объем данного рынка в 4 раза меньше рынка тихих виноградных вин, на котором работают 150 заводов. Технология производства шампанских и игристых вин требует максимальной концентрации. Таким образом, отечественный рынок производителей этой категории вин максимально консолидирован: на общую долю тройки лидеров – ЗАО «Игристые вина» (Санкт-Петербург), ОАО «Исток» (Москва) и ОАО «Дербентский завод игристых вин» (г. Дербент, Республика Дагестан) приходится 40% продукции, выпущенной в 2009 году.
География производства шампанских и игристых вин охватывает, главным образом, Северо-Западный ФО – производители сосредоточены в Санкт-Петербурге, Центральный ФО – производители сосредоточены в Москве, а также Южный ФО – основная доля производителей располагается в Дагестане и Северной Осетии – Алании. Стоит отметить, что открытие новых производств в Северо-Западном и Центральном округах определено близостью к рынкам сбыта.
Положительная динамика рынка привлекала новых игроков. Так, за 2008-2009 годы число российских производителей шампанских вин увеличилось на 6. Однако из-за роста импорта доля продукции отечественного производства в прошедшем году сократилась на 3%, составив 88,2%. Импорт шампанских и игристых вин в 2009 году остался практически на уровне 2008-го и составил 2,59 млн дал (рис. 1).
Доля этой продукции в общем объеме алкоголя, импортированного в РФ, в истекшем году увеличилась на 1,5%. Это происходило на фоне общего падения рынка алкогольной продукции и при росте курса евро. Так, в 2009 году рынок импортной алкогольной продукции под влиянием экономического кризиса сократился практически на треть: в течение года в Россию было ввезено вина и крепких спиртных напитков соответственно на 29 и 33% меньше, чем за год до этого. Одной из причин того, что качественные шампанские и игристые вина сохранили свои позиции, можно назвать падение покупательской способности в период кризиса, в результате чего произошло переключение потребительского спроса с более дорогих алкогольных напитков на игристые вина. Проанализировав тенденции развития структуры потребления шампанских и игристых вин, можно утверждать, что доля импорта в потреблении увеличивается. Так, в 2006 году импорт составлял всего 5,5% общего объема потребления этой продукции, а в 2008-м – уже 9,1% (рис. 2).
По итогам прошлого года, доля импорта возросла до 11,8%. Географическая структура импорта шампанских и игристых вин в 2009 году не изменилась. Неизменным лидером оставалась Италия – доля продукции, завезенной из этой страны, составила 55,43% (табл. 1).
Стоит отметить, что чаще всего в РФ приобретают продукцию таких итальянских производителей, как группа Asti-Martini, Cinzano и Mondoro. Также крупнейшими странами-импортерами являются Франция и Украина – на их долю приходится соответственно 14,86 и 14,5% импорта. Наиболее популярными украинскими марками шампанских и игристых вин в России являются «Советское», «Крымское» и «Новый Свет». Кроме того, значительные доли принадлежат импорту из Молдавии и Германии – соответственно 5,8 и 2,32%.
Импорт характеризуется высокой степенью консолидации. Так, на долю трех ведущих поставщиков приходится 84,79% рынка.
Лидером по поставкам недорогих игристых и шампанских вин в 2009 году выступала Украина – на ее долю приходилось более 54% всей импортной продукции в ценовом сегменте меньше $ 2 за 1 литр. Элитное шампанское, инвойсная стоимость которого превышает $ 20 за 1 литр, традиционно ввозится исключительно из Франции. Хотя на российском рынке шампанских и игристых вин безусловными лидерами в сегменте элитных шампанских и игристых вин являются итальянские производители, на нем всегда найдется место для новых игроков и новых стран-поставщиков. В этой связи показателен и растущий интерес российских потребителей к продукции чилийских и испанских производителей, представленной в среднем ценовом сегменте.
Импорт шампанских и игристых вин характеризуется сезонностью. Наибольшие объемы ввозятся в страну в период с сентября по ноябрь – импортеры готовятся к предпраздничному новогоднему буму продаж. Общее число импортеров шампанских и игристых вин оценить сложно, обычно эксперты называют от 60 до 80 до компаний.
В ближайшее время импорт шампанских и игристых вин будет расти, но не слишком большими темпами. Импортеры-лидеры будут увеличивать свою долю на рынке. Возможно перераспределение внутри группы импортеров за счет хороших темпов роста долей некоторых стран-производителей. Однако смена лидера на российском рынке среди импортеров дальнего зарубежья не предвидится, поскольку итальянские производители уверенно сохраняют свои позиции.
Несмотря на то, что тенденции развития российского рынка шампанских и игристых вин в целом остаются положительными, на нем сохраняются нерешенные проблемы. Первая проблема заключается в том, что отечественным производителям необходимо отказаться от термина «шампанское». Согласно проекту Технического регламента на вино, внесенному на рассмотрение в Государственную Думу, в России с 2016 года законодательно исчезнут термины «коньяк» и «шампанское». Подобное требование, в случае его принятия, отрицательно скажется на объемах продаж небольших производителей. Игрокам, не входящим в первую десятку, будет сложно убедить потребителя в том, что их продукт под названием «игристое вино» ничем не хуже «шампанского». Для производителей-лидеров процесс смены названий будет менее затратным, поскольку доверие к их продукции со стороны потребителей велико.
Вторая проблема связана с возможными перебоями поставок импортного сырья. Так, с 1 января 2010 года, в связи с вступлением России в таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, каждая партия импортного сырья и вина должна сопровождаться лицензией. Это может привести к дефициту продукции в магазинах – в последующем вызвав рост цен – по причине неправильно установленных временных границ вступления в силу новых правил. В результате могут пострадать потребители не только импортных, но и более дешевых российских вин, выпускаемых из импортного сырья. Вопрос лицензирования напрямую коснется шампанских и игристых вин, поскольку они почти на 100% производятся из привозного сырья.
Однако несмотря на возможные проблемы, участники рынка делают оптимистические прогнозы его развития. Сегмент недорогих шампанских вин всегда будет пользоваться популярностью в России, ввиду сложившихся культурных традиций проведения праздников. Развитие сегмента более дорогих игристых вин будет определяться повышением культуры питья и интересом потребителей к новым алкогольным напиткам.
Виктория Григорьева,
Любовь Алексеева,
аутсорсинговая компания "Профессиональные комплексные решения" (ПКР) Использованы данные Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) и собственные данные компании ПКР