"РЖД" запускает "Сапсан"
Железнодорожники начинают продажи билетов
ОАО "РЖД" на этой неделе начинает продажу билетов на высокоскоростной поезд "Сапсан", который начнет курсировать между Петербургом и Москвой с 11 декабря 2009 года. Эксперты полагают, что появление высокоскоростного поезда не слишком поменяет ситуацию на рынке перевозок.
По заявлению Владимира Якунина, президента ОАО "РЖД", "Сапсаны" начнут курсировать между Петербургом и Москвой с 11 декабря 2009 года. Минимальная стоимость билетов эконом-класса составит 2400 рублей, бизнес-класса — 6700 рублей без учета дополнительных услуг. Информацию о скидках, дополнительных услугах и точную дату начала продажи билетов в ОАО "РЖД" не сообщают, подтверждая лишь, что продажи начнутся на этой неделе.
"Сапсан" — высокоскоростной электропоезд серии Velaro RUS производства компании "Сименс Транспортные Системы". Контракт на поставку восьми поездов серии Velaro RUS был подписан ОАО "РЖД" с департаментом "Транспортные системы" компании "Сименс АГ" в мае 2006 года. Стоимость контракта составила 276 млн. В апреле 2007 года подписан договор технического обслуживания поездов в течение 30 лет на сумму 354,1 млн. Расчетное время в пути по маршруту Москва — Санкт-Петербург составит 3 часа 45 минут при максимальной скорости 250 км/ч.
Андрей Чищеня, руководитель отдела корпоративных финансов аутсорсинговой компании "ПКР", считает, что "Сапсану" по силам оттянуть у авиакомпаний 20-25% пассажиров. "С учетом пробок на подъезде к аэропортам, железные дороги имеют большое преимущество для клиентов, для которых первостепенно время прибытия. Путешествовать поездом гораздо удобнее, чем самолетом, что, как и время в пути, имеет значение для корпоративных пользователей", — рассуждает господин Чищеня.
Владимир Лебедев, президент Центра управленческих, экономических и правовых инициатив "Стратегия", при этом подчеркивает, что уровень безопасности самолетов и высокоскоростных поездов соотносим, особенно с учетом того, что пока "Сапсан" будет ездить по существующим, а не специализированным для высокоскоростного движения путям.
Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт", считает, что радикального оттока пассажиров не произойдет: "То, что "Сапсан" выезжает из центра одного города и прибывает в центр другого, — его преимущество. Но авиавылеты могут совершаться каждый час, в Москву можно прилететь в три аэропорта. К тому же перелеты значительно удобнее для тех, кто летит из Петербурга куда-либо через Москву. Вдобавок, я полагаю, что стоимость билетов на "Сапсан" будет выше заявленной", — замечает господин Пантелеев.
Минимальная стоимость авиаперелета из Петербурга в Москву 11 декабря составляет 2240 рублей в эконом-классе ("Sky Express") и 6401 рублей в бизнес-классе ("Трансаэро").
По прогнозам компании ПКР, объем пассажиропотока на направлении Москва — Санкт-Петербург — Москва в 2009 году составит около 10 млн человек. 72% пассажиров этого направления пользуются железнодорожным транспортом, 16% — авиационным, 12% — автомобильным. По структуре пассажиропотока на железной дороге на отрезке Петербург — Москва сложилась следующая структура продажи билетов: 19,5% — малокомфортные сидячие вагоны, 29,6% — плацкартные, 35% — купе, 15,9% — скоростные поезда ("Аврора", "Невский экспресс"), 5,5% — СВ, 0,1% — VIP-вагоны ("Гранд экспресс").
Влада Гасникова