Склады переехали на границу с Китаем и Казахстаном
Спрос на производственно-логистические центры переместился в регионы России, граничащие с азиатскими странами. Из Азии в РФ теперь идут основные потоки товаров, инвесторы вкладывают десятки миллиардов рублей в строительство складов рядом с Казахстаном, Китаем и Азербайджаном.
Регионы бьют рекорды
Эксперты фиксируют беспрецедентную активность инвесторов на складском рынке. Из опубликованного 4 мая доклада IBC Real Estate следует, что в первом квартале 2023 года объём купленных и арендованных площадей складской недвижимости в России вырос на 15% в сравнении с прошлогодним показателем, до 794 тыс. кв. метров — это рекорд за всю историю наблюдений.
Константин Фомиченко, партнёр, региональный директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group, объясняет это эффектом отложенного спроса: в прошлом году многие компании не строили долгосрочных планов по развитию. В этом году появилось больше определённости, крупные предприятия утвердили планы. Им потребовались складские площади.
IBC Real Estate отмечает, что резко вырос спрос на объекты в регионах. Причём не только в тех, которые традиционно отличаются высокой активностью в логистическом сегменте (Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Краснодар, Казань и Ростов-на-Дону).
"Второстепенные хабы впервые по объёму спроса в 1,8 раза обогнали ключевые региональные складские рынки", — констатируют в IBC Real Estate. В перечне этих второстепенных хабов — Омск, Оренбург, Астрахань и другие.
Отдельный тренд — рост интереса инвесторов к строительству производственно-логистических комплексов в регионах РФ, граничащих с азиатскими странами.
"Спрос на производственно-логистические площади вырос на границе с Китаем в Приморском и Хабаровском краях, на границе с Казахстаном в Омской, Волгоградской, Новосибирской областях. А в Республике Дагестан, граничащей с Азербайджаном, отмечается небольшой рост строительства оптово-логистических центров", — говорят эксперты Цифровой платформы "Инвестиционные проекты" от Инвестиционно-аналитического агентства ПКР.
Как отмечают в ПКР, больше всего инвестиций привлекают портовые и железнодорожные логистические комплексы. Это терминалы по хранению и обработке насыпных грузов, зерна, биологических ресурсов, товаров и комплектующих для машиностроительной и химической индустрий.
Продолжают наращивать мощности маркетплейсы: Ozon, Wildberries, "Яндекс", "Сбербанк", занимающиеся обработкой e-commerce товаров.
"Мы наблюдаем смещение спроса в регионы, и, несомненно, основным драйвером такой динамики выступает сектор онлайн-торговли. Растёт интерес от ключевых игроков сектора — Ozon и Wildberries", — подтверждает Константин Фомиченко.
СПРАВКА MASHNEWS:
В России с апреля 2022-го по апрель 2023 года было введено 76 логистических комплексов на сумму 92,2 млрд рублей. Всего на данный момент в РФ реализуется 298 таких проектов. Их введение в эксплуатацию запланировано вплоть до 2033 года. Совокупный объём инвестиций в проекты превышает 1,1 трлн рублей. Данные ПКР.
Казахстан — лидер притяжения
Активнее всего процесс идёт на границе с Казахстаном. Несколько компаний за последние месяцы заявили о намерениях построить в приграничных регионах логистические комплексы, а также нарастить мощности уже работающих объектов.
Например, компания "Ресурс", которая производит продукцию под торговой маркой "Увелка", в декабре 2022 года сообщила, что намерена построить вторую очередь "Производственно-логистического комплекса" в Увельском районе Челябинской области. До конца 2024 года здесь возведут цех по переработке гречихи, зернохранилище, склад сырья и тары и комплекс оперативных складов. Объём инвестиций — 2,5 млрд рублей.
В феврале 2023 года Ozon сообщил, что построит в Оренбурге распределительный и накопительный центр площадью 110 тыс. кв. метров, вложив в проект 3,5 млрд рублей.
В марте 2023 года получил разрешение на строительство логопарк "Солнечный" в Омской области. На 70 га будет построено 213 кв. метров складских площадей. Первоначально предполагалось, что в проекте будет три очереди, сейчас речь идёт о четырёх. Весь комплекс должны завершить к концу 2025 года, вложив в него около 10,6 млрд рублей.
ООО "ПФО групп" намерено инвестировать 5,8 млрд рублей в создание распределительного центра в Новосибирской области. В августе прошлого года ООО "ПФО Западная Сибирь" получило под этот проект около 70 га в сельском поселении Станционный сельсовет.
Ещё один новосибирский проект в 2022 году подорожал втрое: компания "Новосибирский транспортный терминал" намерена до конца 2025 года потратить на расширение своих мощностей 15 млрд рублей вместо 5 млрд. Мультимодальный транспортно-логистический центр "Сибирский" займёт 300 га (в десять раз больше первоначальных планов) и будет рассчитан на обработку 600 тыс. контейнеров в год.
Рост грузооборота с Китаем и другими странами Азии привёл к необходимости изменить традиционные маршруты транспортных потоков, пояснил генеральный директор Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Александр Зырянов.
"В настоящее время многие грузы из стран Азии поставляются на терминалы, расположенные в европейской части страны, и затем, проходя обработку там, возвращаются в Сибирь. Основной акцент планируется сделать на работу с Китаем", — отмечал он.
Склады идут за грузами
Рост востребованности складов в приграничных регионах связан с переориентацией грузопотоков в РФ: и конечную продукцию, и комплектующие, и сырьё теперь преимущественно ввозят не из Европы, а из Азии. Так, в первом квартале 2023 года оборот контейнеров по Южно-Уральской железной дороге (ЮУЖД) вырос на 29,4% (до 164,1 тыс. TEU) по сравнению с тем же периодом 2022 года. Это, прежде всего, связано с ростом товарообмена с Казахстаном. ЮУЖД пересекает граничащие с Казахстаном Челябинскую, Свердловскую, Оренбургскую, Курганскую области, отсюда повышенный интерес к строительству производственно-складских объектов в этих регионах.
После введения западных санкций грузопоток на Дальнем Востоке вырос в 1,5–2 раза, отмечает врио главы Федеральной таможенной службы РФ Руслан Давыдов. По его данным, через дальневосточные автомобильные пункты пропуска в сутки проходит свыше тысячи большегрузов.
Резкий рост оборота фиксируют и российские порты этих регионов. По данным астраханской администрации, грузооборот морских портов Астрахань и Оля в первом квартале 2023 года составил 814 тыс. тонн — плюс 72% к уровню 2022-го. В портах Дальнего Востока в марте 2023 года импорт контейнеров увеличился на 53%, экспорт — на 39,2%, подсчитал Портстат. В целом за первый квартал грузооборот дальневосточных портов вырос на 6,6%.
До конца года эксперты ожидают, что рост грузооборота в азиатском направлении будет продолжаться, а значит, строительство складов в приграничных регионах останется привлекательным для инвесторов.
 
 
                 Разработка
                            и составление инвестиционного бизнес-проекта
Разработка
                            и составление инвестиционного бизнес-проекта Проведение
                            маркетингового исследования
Проведение
                            маркетингового исследования Оценка
                            бизнеса или других видов активов
Оценка
                            бизнеса или других видов активов Приобретение
                            типовых отчетов или другие услуги
Приобретение
                            типовых отчетов или другие услуги Локализация
                            автокомпонетов
Локализация
                            автокомпонетов
