Рынок авиационного керосина
Рынок авиационного керосина характеризуется высокой локальностью производства – импорт составляет менее 1% внутреннего потребленияСмежные рынки: Рынок сжиженного природного газа, Рынок каменноугольного кокса и полукокса, Добыча, утилизация и переработка ПНГ (попутного нефтяного газа), Рынок дизельного топлива
Авиационный керосин является основным, наиболее массовым видом керосиновой фракции (температура выкипания – 180 – 220 0С).
Основное применение нефтепродукта — в качестве углеводородного топлива для летательных аппаратов с воздушно-реактивным двигателем. Однако авиакеросин служит в турбовинтовых и турбореактивных двигателях не только топливом, но также хладагентом – необходим для смазывания деталей топливных систем, что делает возможным его применение в качестве аналога ряда нефтяных растворителей (к примеру, уайт-спирит).
Реактивные топлива вырабатывают для самолетов дозвуковой авиации по ГОСТ 10227-86 и для сверхзвуковой авиации по ГОСТ 12308-89. Для дозвуковой авиации предусмотрено пять марок топлива (ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2 и РТ), для сверхзвуковой (Т-6 и Т-8В). Массовыми топливами в настоящее время являются топлива ТС-1 (высшего и первого сортов) и топливо РТ (высшего сорта).
Объем и структура рынка
В натуральном выражении, объем рынка авиационного керосина составил 8,9 млн тонн по состоянию на 2021 год.
Наблюдается некоторое снижение объемов рынка авиакеросина в 2021 году к уровню 2018 года - падение составило ░░░%. Основной фактор воздействия – снижение объемов авиаперевозок (как пассажирских, так и грузовых) в 2020 году (пандемия Covid-19). Тем не менее уже в 2021 году наблюдалось некоторое восстановление объемов потребления авиатоплива (на ░░░% к 2020 году), чему способствовало некоторое восстановление объемов авиасообщения. По данным ПАО «Аэрофлот», объем рынка авиаперевозок России, включая авиаперевозки иностранных авиакомпаний из пунктов России, в 2021 году вырос на ░░░% по сравнению с прошлым годом и составил ░░░ млн пассажиров. Уровень восстановления объемов перевозок по сравнению с 2019 годом составил ░░░%.
В соответствии с прогнозом, составленным с применением метода корреляционно-регрессионного анализа на основании прогноза объема пассажирских перевозок (по данным Министерства транспорта РФ), рынок авиакеросина продолжит восстановление и достигнет к 2027 году значения в ░░░ млн тонн, что на 8,5% выше уровня 2021 года (GAGR – 1,4% в год).
Объем рынка авиакеросина в стоимостном выражении по состоянию на 2021 год составил ░░░ млрд руб., что ниже уровня 2018 года на ░░░%; основной фактор падения – снижение объемов авиаперевозок в связи с пандемией Covid-19. Тем не менее в докризисный период (2018 – 2019 гг.) наблюдался рост рынка в стоимости – на ░░░% в год. А в 2021 году объем рынка авиакеросина восстанавливается – на ░░░% к уровню 2020 года.
В соответствии с прогнозом, рынок авиакеросина в стоимости будет активно расти, и в 2027 году составит ░░░ млрд руб (GAGR – ░░░% в год). В 2022 году ожидается существенный рост рынка к уровню 2021 года в связи с опережающим ростом цен на все виды керосина с начала 2022 года. В 2023 году, напротив, прогнозируется некоторое снижение рынка – на ░░░% к 2022 году в связи с ожиданием некоторой стабилизации уровня цен, снижением уровня цен на нефть, а также замедлением спроса на авиаперевозки.
Основная особенность рынка авиационного керосина – высокий уровень локализации – более 99% потребления составляет внутреннее российское производство и менее 1% – объем импорта. Доля экспорта при этом относительно большая – около 22% внутреннего российского производства.
Внутреннее российское производство
Практически весь объем рынка составляет внутреннее российское производство – ░░░% в среднем за период с 2018 по 2021 гг.
Средний объем внутреннего производства авиационного керосина составил за период с 2018 по 2021 гг. ░░░ млн тонн.
В период с 2019 по 2020 гг. наблюдается сокращение внутреннего выпуска – значительный спад наблюдался в 2020 году (на ░░░%) по причине воздействия экономического кризиса, вызванного пандемией Covid-19: сокращение уровня деловой активности, снижение общего уровня платежеспособности, снижение объемов авиаперевозок и т.д. Тем не менее в 2021 году наблюдается восстановление объемов производства.
В соответствии с географической структурой выпуска, лидирующие позиции занимают ПФО и ░░░ – ░░░% и ░░░% соответственно. Далее – ░░░ и ░░░, доли которых составили ░░░% и ░░░% соответственно.
Рынок производства авиакеросина, как и рынок любых других нефтепродуктов, традиционно является олигопольным – на нем недостаточно развита конкуренция. В сегменте производства присутствуют лишь несколько компаний, занимающих лидирующее положение: «Роснефть», «░░░░░░», «░░░░░░», «░░░░░░». Доля других производителей относительно невелика. Но в сфере ТЗК в аэропортах ситуация совсем неоднородная. Так, в Московском авиационном узле конкуренция развита достаточно неплохо, что естественно, потому что рынок авиаперевозок сосредоточен в основном в столице.
Экспорт и импорт на рынке авиационного керосина
Объем импорта на данном рынке составляет несущественную долю – менее ░░░% рынка.
Объем экспорта в среднем за период с 2018 по 2021 гг. составлял около ░░░%. За исследуемый период наблюдается тенденция роста – на ░░░% в 2021 году к 2018 году. Средний объем составлял около ░░░ млн тонн.
В структуре экспорта со стороны РФ в 2021 году преобладала Великобритания (░░░% общего объема поставок), далее – ░░░░░░ (░░░%) и ░░░░░░ (░░░%).
Потребление
Хозяйствующими субъектами, постоянно приобретающими авиационный керосин, являются юридические и физические лица, приобретающие указанный продукт для профессионального использования (предприятия, в том числе авиационные) или для перепродажи.
Основная отрасль потребления авиакеросина – осуществление перевозок воздушным транспортом.
Авиакеросин также может использоваться в лакокрасочной и химической промышленности (как растворитель или очищающее средство), а также в быту для обезжиривания поверхностей, разбавления вязких масляных красок и пр.
Инвестиционные проекты
По данным Цифровой платформы Инвестиционные проекты России, инвестиционная активность в отрасли нефтепереработки показывает, что по состоянию на декабрь 2022 года в отрасли реализуется ░░░ проекта на сумму ░░░ трлн рублей (не включая проекты, находящиеся на стадиях «Приостановлен», «Отменен», «Введен в эксплуатацию»).
Крупнейшими инвесторами в проекты на активной стадии (не включая проекты, находящиеся на стадиях "Приостановлен", "Отменен", "Введен в эксплуатацию") являются: Роснефть (░░░%), ░░░░░░ (░░░%), ░░░░░░ (░░░%).
За период 1995 – 2022, в отрасли «Нефтепереработка», в эксплуатацию было введено ░░░ проектов на сумму ░░░ трлн рублей.
Подробная карта инвестиционной активности в «Нефтепереработка» представлена на портале Инвестиционные проекты России.
Представим проекты, связанные непосредственно с организацией производства «авиационного керосина», а именно: нефтеперерабатывающие заводы (топ-5 единиц).
Инвестиционные проекты в отрасли производства нефтепродуктов (в т.ч. авиационного керосина)
Описание проекта |
Инициатор |
Местоположение |
Объем инвестиций |
Стадия проекта |
Срок реализации |
Роснефть | Самарская область | ░░░ млрд руб. | Модернизация | 2022 – 2023 | |
ALLIANCE OIL | Хабаровский край | ░░░ млрд руб. | Планирование | 2033 - 2037 | |
Строительство комплекса глубокой нефтепереработки | ГАЗПРОМ НЕФТЬ (ГАЗПРОМ) | Москва | ░░░ млрд руб. | Строительство | 2022 – 2027 |
Строительство нефтеперерабатывающего завода (3-я очередь) | НЕФТЕХИМСЕРВИС | Кемеровская область | ░░░ млрд руб. | Проектирование | 2024 - 2029 |
Модернизация нефтеперерабатывающего завода (2-я очередь) | ФОРТЕИНВЕСТ | Оренбургская область | ░░░ млрд руб. | Модернизация | 2022 – 2023 |
Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на январь 2023
Тенденции и перспективы рынка авиатоплива
К основным тенденциям потребления на рынке авиакеросина относятся:
- постепенное снижение объемов потребления авиационного керосина российским рынком в соответствии со снижением объема авиаперевозок (влияние кризиса Covid-19 и последующих экономико-политических изменений);
- постепенное сокращение нефтеперерабатывающими заводами объемов выпуска керосина в сторону других нефтепродуктов, однако сохранение данного вида продукта в производственной номенклатуре ввиду его высокой значимости;
- долговременное (2020 – 2021 гг.) превышение уровня предложения авиационного керосина над уровнем спроса на данный вид топлива – как результат – накопление существенных объемов складских запасов, которые необходимо реализовывать в другие отрасли-потребления (лакокрасочная и химическая промышленность и т.д.);
- рост цен на рынке авиакеросина на протяжении 1,5 лет – период с 2021 по 2022 гг.;
- ожидание восстановления докризисных объемов авиаперевозок и, соответственно, объема потребления авиакеросина.
Читайте нас в Telegram