Рынок гусеничных бульдозеров
сокращение доли импорта в объеме рынкаСмежные рынки: Рынок гусеничных экскаваторов, Рынок гусеничных тракторов, Российский рынок дорожных катков, Российский рынок дробильно-сортировочного оборудования
Гусеничная техника — вид самодвижущегося транспорта, использующий гусеничный движитель и гусеничную ленту. Бульдозер — самоходная землеройная машина с навесным рабочим органом — криволинейным в сечении отвалом, расположенным вне базы ходовой части машины.
Бульдозеры классифицируют по различным характеристикам: по типу ходового устройства бульдозеры (гусеничные и колесные), по тяговому классу, который означает номинальную силу тяги базового трактора (малогабаритные, легкие, тяжелые, сверхтяжелые), по конструкции рабочего оборудования (с неповоротным отвалом, с поворотным отвалом, с гидроперекосом, с отвалом из двух шарнирно сочленённых половин, с рыхлителем), по типу системы управления отвалом (с гидравлическое, механическое (канатно-блочное)).
Объем и структура рынка
В объеме российского рынка гусеничной техники бульдозеры занимают порядка 25%.
По оценкам ПКР, в 2019 году совокупный объем рынка гусеничных бульдозеров в России показал снижение 6% к 2018 году и составил более ░░ тыс. шт. Объем российского производства гусеничных бульдозеров в 2019 году составил порядка ░░ тыс. шт., по отношению к 2018 году он увеличился на 19%, при этом импортные поставки сократились на 20%.
Преимущественно на рынке представлены гусеничные бульдозеров импортного производства – они составляют 56% всей реализуемой продукции, на продукцию российского производства приходится чуть менее половины рынка.
Импорт и экспорт гусеничных бульдозеров
Общий объем импорта гусеничных бульдозеров за 2019 год составил более ░░ тыс. шт. на сумму порядка ░░ млрд рублей. За период 2018-2019 гг. объем ввозимых бульдозеров сократился на 20% в натуральном выражении и на 15% в стоимостном.
Импортный сегмент гусеничных бульдозеров является концентрированным как в разрезе стран-импортеров, так и по производителям. На долю крупнейших 3 производителей приходится более 70% ввозимой продукции. Крупнейшими производителями импортной продукции в рассматриваемом сегменте являются компании Komatsu, Caterpillar и Liebherr.
Наиболее высокая концентрация наблюдается по странам производства: на долю 3 крупнейших стран-импортеров приходится порядка 80% импортируемой продукции в натуральном выражении.
Основными странами-импортерами являются Япония – на ее долю приходится ░░ % ввозимой продукции, ░░░░░░ – ░░ % и ░░░░░░░░ – ░░ %.
Экспорт российских гусеничных бульдозеров незначителен, однако динамика в натуральном выражении имеет восходящий тренд. Общий объем экспорта гусеничных бульдозеров в 2019 году составил ░░ шт. на сумму порядка ░░ млн руб.
Производство гусеничных бульдозеров в России
В 2019 году, согласно данным Росстат, в РФ было произведено ░░ штук гусеничных бульдозеров. Уровень конкуренции на рынке гусеничных бульдозеров оценивается как высокий.
К крупнейшим производителям гусеничных бульдозеров на территории России относятся:
- АО «Промтрактор»,
- ООО «Катерпиллар Тосно»,
- ООО «Челябинский тракторный завод – Уралтрак»,
- ООО «░░░░░░»,
- ООО «░░░░░░░░░░░░ ».
В целом, на рынке гусеничных бульдозеров представлены как крупные иностранные производители – мировые лидеры в производстве самоходных машин и механизмов, в том числе с локализованным на территории РФ производством, так и российские производители различного уровня: от крупных машиностроительных корпораций до локальных предприятий.
Потребление гусеничных бульдозеров в России
С 2017 по 2019 год потребление гусеничных бульдозеров в России возросло на 5%.
Основными сферами применения бульдозерной техники (как гусеничной, так и колесной) являются: строительство, мелиорация, горнодобывающая отрасль.
Потребление гусеничных бульдозеров осуществляется в основном в строительстве и добыче полезных ископаемых. Оценочно около ░░ % гусеничных бульдозеров (в натуральном выражении) используется в строительном сегменте, на долю добывающей отрасли приходится ░░ % техники.
По данным Росстата, в 2019 г. горнодобывающая промышленность показала рост 4%, обогнав многие другие ключевые индустрии.
По прогнозам экспертов, показатели добычи угля к 2024 г. составят до ░░ млн т. Угледобывающая промышленность играет огромную роль в энергетике страны. Согласно проекту Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 г. предполагается дальнейшее развитие этого сектора и его обеспечение новейшими технологиями и оборудованием для повышения эффективности добычи и переработки.
Рост строительной отрасли в 2020 году не превысит 1%, однако с 2021 по 2023 год ожидается ежегодный прирост 3%. Импортозамещение гусеничной техники в строительстве является стратегической задачей для государства, поскольку стоимость приобретения импортных единиц техники напрямую зависит от колебания курса валют и влияет на себестоимость квадратного метра жилья.
В отдельных сегментах спрос формируют крупные, часто системообразующие предприятия, которые предъявляют высокие требования к поставщикам и продукции. Другой сегмент потребления (некрупные компании или гос.учреждения) имеют, как правило, менее платежеспособный спрос.
Инвестиционные проекты в отрасли
По данным Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России», в настоящее время в отрасли гусеничных машин на стадии проектирования и модернизации находится не менее 3 инвестиционных проектов, в том числе проект создания производства гусеничной платформы с гибридной установкой и электромеханической трансмиссией.
Инвестиционные проекты в области производства гусеничных машин
Описание проекта |
Инвестор |
Местоположение |
Объем инвестиций |
Стадия проекта |
Срок реализации |
АО «Невьянский машиностроительный завод» |
Свердловская область | ░░░ млн руб. | Модернизация | 2020 | |
Строительство тракторного завода (производство тракторов для сельского хозяйства) |
ООО «Комбайновый завод «РОСТСЕЛЬМАШ» |
Ростовская область | ░░░ млн руб. |
Проектирование |
2022 |
АО «Научно-производственная организация «Уралвагонзавод» |
Алтайский край | ░░░ млн руб. |
Модернизация |
2022 |
Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на декабрь 2020 года
Тенденции развития российского рынка
На сегодняшний день, ситуация на российском рынке гусеничной техники и в целом дорожно-строительной и спецтехники выглядит неоднозначной. С одной стороны, до конца 2019 года наблюдался рост потребления в большинстве отраслей, однако в 2020 в связи с распространением коронавирусной инфекции и ограничением на осуществление деятельности в большинстве отраслей потребление незапланированно снизилось. Тем не менее эксперты прогнозируют незначительный рост потребления в 2020 году и стабильный рост в период 2021-2023 годов, а также рост российского производства за счет импортозамещения – темп прироста сохранится в пределах ░░-░░% ежегодно.
Уровень конкуренции со стороны иностранной техники сохраняется, и объемы импортных поставок снижается незначительно. Появление новых компаний в отрасли затруднено высокими инвестиционными вложениями в создание производства и высокими требованиями к технологичности производства – уровню качества деталей и сборки со стороны потребителей.
Основную конкуренцию российской гусеничной технике составляют импортные модели, колесные машины, а также, ввиду низкой стоимости, б/у гусеничная техника. Следует отметить, что спрос на импортную технику подвержен колебаниям в зависимости от изменения курса валют.
Читайте нас в Telegram