Рынок лифтов
Около 70% рынка составляет внутреннее российское производствоСмежные рынки: Рынок лифтов (2017 год)
Лифт - грузоподъемная машина, которая предназначена для вертикального, горизонтального или наклонного перемещения различных грузов, находящихся на специальных платформах.
Классификация лифтов по назначению:
- Пассажирские лифты. Предназначенные для перевозки людей и небольших грузов. Обычно они вмещают от 4 до 8 человек, и обладают грузоподъемностью около 320 кг.
- Грузовые лифты. Подразделяются на те, что разрешают перевозку, сопровождающих грузы, людей, и тех, где перевозка людей строго воспрещается, там перевозятся исключительно грузы. Они обладают повышенной грузоподъемностью, могут перемещать грузы весом до 10 тонн.
- Грузопассажирские лифты. Являются гибридом пассажирских и грузовых лифтов. Отличаются широким входом и повышенной грузоподъемностью, чаще всего применяются в высоких зданиях.
- Больничные лифты. Предназначены специально для медицинских учреждений. Они отличаются плавным ходом, точной остановкой, широким входом, и длинной кабины.
Объем и структура рынка лифтов
Объем российского рынка лифтов в натуральном выражении по итогам 2021 года составил ░░░ тыс. единиц.
Рынок демонстрирует положительную динамику – увеличение натуральных показателей в 2021 году (по отношению к 2018 году) составило ░░░% (или ░░░ тыс. единиц). Среднегодовой темп прироста составил ░░░%.
В соответствии с ретроспективными тенденциями, существующей экономико-политической ситуацией и другими факторами, объем рынка лифтов достигнет значения в ░░░ тыс. единиц в год к 2025 году и в ░░░ тыс. единиц оборудования в год к 2030 году.
Динамика рынка лифтов в стоимостном выражении также положительна, и в период с 2018 по 2021 годы демонстрирует средний прирост в размере 10,2% ежегодно (ввиду роста темпов инфляции и некоторой волатильности иностранной валюты). В соответствии с экспертным прогнозом, составленным с использованием методов экономико-математического моделирования, тенденция роста объемов рынка в стоимостном выражении сохранится, средний темп прироста составит 6 – 7% в год.
Для данного рынка характерно превышение внутреннего российского производства над объемами импортных поставок. По данным за 2021 год, рынок состоял на 68% из российского производства и на 32% из импортной продукции.
В соответствии с классификацией по основным видам продукции, 96% общего объема российского рынка лифтов составляют пассажирские лифты, 3% - грузовые лифты и только 1% – больничные.
Внутрироссийское производство
Внутреннее производство занимает существенную долю на рынке лифтов – около ░░░% в среднем за период с 2018 по 2021 гг.
Объемы российского производства лифтов ежегодно возрастают – средний темп прироста составляет около ░░░% в год при среднем объеме внутреннего производства – ░░░ тыс. лифтов в год.
Лидерами по объемам производства лифтов в России выступают Центральный ФО, доля которого в общем объеме произведенной продукции составила 56% в 2021 году, а также – Северо-Западный ФО – ░░░% и Приволжский ФО – ░░░%. Таким образом, в трех регионах страны (ЦФО, СЗФО и ПФО) сосредоточено более ░░░% общего объема выпуска лифтов в РФ.
По состоянию на 2021 год, в РФ действовало около 30 крупных, средних и мелких лифтовых заводов. Сводные данные по основным производителям (топ-10) представлены в таблице ниже.
Импорт и экспорт на рынке лифтов
Объем импорта лифтов в натуральном выражении возрос за период с 2018 по 2021 годы на ░░░% (из года в год объемы поставок практически не меняют своих значений). Экспорт же, напротив, сократился существенно в 2021 году по отношению к 2018 году – на ░░░% (или на ░░░ единиц). Общий объем импорта лифтов в 2021 году составил ░░░ тыс. ед., на экспорт было поставлено ░░░ единицы исследуемой продукции.
Структура импорта лифтов (2021 год)
Крупнейшими поставщиками лифтового оборудования в Россию выступают: Беларусь, Китай и Турция. В 2021 году поставки со стороны данных стран составили 86% общего объема импорта. Республикой Беларусь было поставлено около ░░░ тыс. лифтов (56% суммарного объема импорта). ░░░░░░ в 2021 году поставил ░░░ тыс. единиц лифтового оборудования и занял ░░░% общего объема ввезенной продукции; доля ░░░░░░ в российском импорте возросла за период с 2018 по 2021 гг. почти на 10 п.п. ░░░░░░ поставила в Россию около ░░░ тыс. единиц оборудования, что эквивалентно ░░░% общего объема импорта.
Потребление
Потребность в лифтах возникает в двух случаях:
- при строительстве нового объекта (жилое (многоквартирные дома) и нежилое строительство);
- при замене или модернизации отслужившего лифтового оборудования.
Таким образом, основными потребителями лифтов являются:
- застройщики;
- монтажные организации;
- управляющие компании (или ТСЖ).
Потенциально рынок сбыта лифтов существенный. По данным Министерства строительства РФ, количество действующих пассажирских лифтов составляло около ░░░ тыс. единиц в 2020 году, уровень износа которых оценивается в ░░░% (т.е. замене подлежат ░░░ тыс. лифтов).
Основные драйверы роста спроса на лифты:
- долговременная тенденция роста числа введенных в эксплуатацию зданий (в том числе в рамках национального проекта «Жилье и городская среда»);
- увеличение объемов замены лифтов (РФ взяла на себя обязательство к началу 2025 года привести все подъемники в соответствие с требованиями Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов». Росту продаж способствовали: программа ускоренной замены лифтов; приоритет по замене оборудования в рамках региональных программ капитального ремонта; финансовая поддержка государства).
Инвестиционные проекты на рынке
По состоянию на 2022 год, в подотрасли «Подъемно-транспортное оборудование» реализуется ░░░ проектов на сумму ░░░ млрд руб. (не включая проекты, находящиеся на стадиях "Приостановлен", "Отменен", "Введен в эксплуатацию").
Крупнейшие инвесторы (крупные холдинги): Могилевлифтмаш (░░░% в суммарном объеме инвестиций), ░░░░░░ (░░░%) и ░░░░░░ (░░░ %).
За период 1995 – 2022, в подотрасли «Подъемно-транспортное оборудование», в эксплуатацию было введено ░░░ проектов на сумму ░░░ млрд рублей.
Подробная карта инвестиционной активности в подотрасли «Подъемно-транспортное оборудование» представлена на портале Инвестиционные проекты России.
По данным портала «Инвестиционные проекты России», по состоянию на сентябрь 2022 года, на активных стадиях реализации («предпроектные проработки», «проектирование», «подготовка к строительству», «строительство», «модернизация», «планирование») находится ░░░ инвестиционных проекта с объемом инвестиций ░░░ млрд руб. (на стадии «строительство» находится 1 проект).
Представим проекты, связанные непосредственно с организацией производства «лифтов» (топ-10).
Инвестиционные проекты производств лифтов
Описание проекта |
Инициатор |
Местоположение |
Объем инвестиций |
Стадия проекта |
Срок реализации |
ЗАО "ЧЕБОКСАРСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "СЕСПЕЛЬ" | Чувашская Республика, Чебоксары | ░░░ млрд руб. | Проектирование | 2021 – 2026 | |
ОАО "Могилевлифтмаш" | Ленинградская область | ░░░ млрд руб. | Планирование | 2022 – 2030 | |
ООО "АЛЕКС-ЛИФТ" | Санкт-Петербург | ░░░ млрд руб. | Предпроектные проработки | 2022 – 2027 | |
ООО "ТАТЛИФТ" | Татарстан, Зеленодольск (моногород) | ░░░ млрд руб. | Строительство | 2020 – 2024 | |
ООО "ТУЛЬСКИЙ ЛИФТОВЫЙ ЗАВОД" | Тульская область, г. Алексин | ░░░ млрд руб. | Предпроектные проработки | 2022 – 2027 | |
АО "ЩЕРБИНСКИЙ ЛИФТОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" | Москва, Щербинка | ░░░ млрд руб. | Модернизация | 2020 – 2022 | |
ООО "МЛМ НЕВСКИЙ ЛИФТ" | Санкт-Петербург, п. Металлострой | ░░░ млрд руб. | Планирование | 2022 – 2029 | |
ПАО "ТЕЛЕМЕХАНИКА" | Кабардино-Балкарская республика, Нальчик | ░░░ млрд руб. | Подготовка к строительству | 2022 – 2023 | |
ООО "ЗАВОД ВЫСОТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ" | Ставропольский край, Невинномысск (моногород) | ░░░ млрд руб. | Предпроектные проработки | 2022 – 2025 |
Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на октябрь 2022
Тенденции и перспективы рынка лифтов
К основным тенденциям и перспективам развития рынка промышленных вентиляторов относятся:
- долгосрочное повышение объемов внутреннего производства и потребления, в том числе за счет необходимости осуществления замены высокой доли изношенного лифтового оборудования;
- изменение общей структуры рынка: сокращение доли импортной продукции в пользу внутреннего российского производства;
- постепенный рост уровня конкуренции на рынке (стимуляция за счет востребованности и необходимости данной продукции);
- постепенная консолидация рынка крупными компаниями.
Читайте нас в Telegram