Рынок смесителей
99% рынка РФ – импортная продукцияСмежные рынки: Рынок обоев, Рынок металлических дверей, Рынок металлических фасадных кассет, Онлайн-рынок смесителей, Рынок бытовой запарной арматуры
Смесительная арматура – сегмент рынка сантехники, представляет собой водоразборные устройства, обеспечивающие смешение холодной и горячей воды, а также регулирование ее расхода и температуру потребителем.
Спрос на смесительную арматуру формируют два ключевых направления потребителей - строительные компании и население, - поэтому рынок по конечному потребителю очень обширен и охватывает все возможные сегменты: жилищное строительство, коммерческие объекты, промышленные здания, социальные объекты, медицинские объекты, спортивные сооружения и др.
Объем и структура рынка
Объем рынка смесительной арматуры в натуральном выражении в России в 2020 г. оценивается в ░░ млн ед. Среднегодовой темп прироста в период 2017-2020 гг. составил 4,1%. При анализе рынка смесителей необходимо отметить, что долю в 30% составляет «серый рынок» (или некорректно задекларированная продукция, которая ввозится в Россию под неправильными кодами ТН ВЭД). Таким образом, объем «белого рынка» по состоянию на 2020 г. эквивалентен ░░ млн ед., «серый рынок» - ░░ млн ед.
Структура рынка смесителей в натуральном выражении выглядит следующим образом:
Объем рынка смесительной арматуры в денежном выражении в России в 2020 г. оценивается в ░░ млрд руб. (в розничных ценах, без НДС). Несмотря на снижение объема рынка в натуральном выражении, ввиду курсовой разницы и роста цен в денежном выражении рынок вырос на 12,4%. В среднем в 2017-2020 гг. темп прироста составил 13,8%. Структура в стоимостном выражении выглядит следующим образом:
С точки зрения сегментов рынка, наибольшую долю в натуральном выражении занимают смесители для кухни – ░░%, что обусловлено тем, что данный тип смесителей не имеет разновидностей, в отличие от смесителей которые применяются в ванных комнатах. Еще ░░ % приходится смесители для раковины , их популярность объясняется особенностью установки в ванных комнатах и туалетах как в жилых домах, так и в нежилых зданиях с местами общего пользования. Смесители для ванной (в т.ч. универсальные) и смесители для душа занимают соответственно ░░ % и 14% рынка, для биде – 4%.
Экспорт и импорт на рынке смесителей
Преимущественно внешнеторговые операции на рынке смесительной арматуры осуществляются под кодом «░░░░░░░░». При рассмотрении экспорта и импорта важно отметить, что порядка 30% смесителей (в натуральном выражении) декларируется под прочими кодами ТН ВЭД (сегмент «серый рынок»). Анализ экспортно-импортных поставок сформирован по данным Федеральной таможенной службы только по основному коду.
По итогам 2020 г. в денежном выражении объем импорта можно оценить в ░░ млрд руб. (в розничных ценах, без НДС) . Среднегодовой темп прироста в денежном выражении в период 2017-2020 гг. составил ░░ %.
В единицах продукции объем импорта по итогам 2020 г. равнялся ░░ млн ед. Динамика в период 2017-2020 гг. представлена на рисунке ниже:
По сравнению с 2019 г. импорт смесителей в единицах продукции снизился на 5%, тогда как цены на продукцию за тот же период выросли более чем на 20%. Объем импорта смесителей в Россию превышает объем всего рынка в целом: это связано с тем, что большая часть экспортных поставок – это перепродажа китайских смесителей в другие страны.
В 2020 г. более ░░% объема смесительной арматуры в натуральном выражении (64% в стоимостном выражении) в Россию было импортировано из ░░░░░░ : доля китайской продукции на российском рынке в целом год к году увеличивается. Кроме того, большая часть смесителей, ввозимых из ░░░░░░ (░░% импорта в натуральном выражении и ░░% в стоимостном) – это также поставки китайских компаний. Таким образом, общий объем предложения из Китая на рынке составляют около 90% в импорте. Смесители в более дорогом ценовом сегменте импортируются из Чехии, Германии, Болгарии, Италии и прочих стран ЕС.
Конкурентная ситуация на рынке
Основными компаниями, работающими на российском рынке, являются либо российские компании, работающие по контрактному производству с китайскими заводами, либо крупные дистрибьюторы продукции, либо российские представительства отдельных брендов. Таким образом, складывается ситуация, что один и тот же китайский завод выпускает смесители для разных российских брендов, а один и тот же российский бренд размещает заказы на производство на разных заводах в Китае, чтобы обеспечить необходимые объемы реализации на рынок.
Российский рынок смесителей не является концентрированным, так как доля лидера на рынке составляет порядка ░░%. Основной ориентир для потребителя – это не фирма-производитель, а бренд, так как большая часть компаний под российскими брендами работает на основе контрактного производства с заводами в Китае.
В целом, уровень конкуренции на рынке можно оценить как высокий: 10 крупнейших компаний на рынке занимают порядка 40%, а на 20 крупнейших брендов приходится всего 55% рынка. Широко на рынке представлены, например, такие бренды как Sensea, Ledeme, Frap, Potato, Glauf, Grohe. Кроме того, существует большое количество товарных знаков, которые поставляются в незначительном объеме, и китайской продукции, которая ввозится без указания торговой марки вообще .
Тенденции развития рынка
Российский рынок смесительной арматуры является практически на 100% рынком импортируемой продукции, единственное российское предприятие не обеспечивает конкурентоспособного предложения.
По конечному потребителю рынок смесителей очень обширен и охватывает все возможные сегменты строительства. Соответственно, на спрос напрямую влияют темпы роста ввода новых жилых и нежилых площадей. Ежегодное увеличение объемов строительства обеспечивает, с одной стороны, нацпроект «Жилье», согласно которому показатель ввода к 2030 г. достигнет ░░ млн кв. м. и, с другой стороны, планы крупных девелоперов по возведению гостиничных комплексов, торговых центров, бизнес-центров, развлекательных комплексов и др. также формируют дополнительный спрос на рынке.
Кроме того, текущая фактическая емкость рынка имеет значительный потенциал к росту со стороны сегмента B2С, так как в России средний срок замены смесителей более длинный по сравнению со многими развитыми странами (7 лет против 5 лет).
Спрос на рынке смесительной арматуры к 2026 г. можно оценить в ░░ млн ед. (среднегодовой темп прироста около 5%), что выше объема рынка по состоянию на 2020 г. на 35%.
Инвестиционные проекты в области производства арматуры
По данным Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России», в настоящее время в отрасли производства бытовой смесительной арматуры инвестиционных проектов не реализуется, однако на активных стадиях реализации находится не менее 5 инвестиционных проект ов в отрасли производства запорно-регулирующей арматуры (для промышленных нужд).
Инвестиционные проекты на рынке смесителей
Описание проекта |
Инвестор |
Местоположение |
Объем инвестиций |
Стадия проекта |
Срок реализации |
ООО «Прогресс» | Краснодарский край | ░░░ млн руб. | Модернизация | 2021 | |
ООО «Арматурный завод» | Татарстан | ░░░ млн руб. |
Модернизация |
2021 | |
ООО «Абинский электрометаллургический завод» |
Краснодарский край | ░░░ млн руб. |
Строительство |
2021 | |
Создание производства штампованных металлических конструкций |
АО «НПП «Краснознаменец» | Санкт-Петербург | ░░░ млн руб. | Проектирование | 2022 |
ООО «Самсон-Юг» | Ростовская область | ░░░ млн руб. | Строительство | 2021 |
Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состояниюна на май 2021
Читайте нас в Telegram