Рынок судовых пропульсивных комплексов
наблюдается отрицательная динамика импортаПропульсивная система (от англ. propulsion – движение) – силовой комплекс, объединение движительного и рулевого комплекса судна в одном агрегате, используемое для повышения эксплуатационных и маневренных характеристик судна. Пропульсивная система является исполнительной частью главной энергетической установки судна. Винторулевые колонки (ВРК), подруливающие устройства (ПУ) и винты регулируемого шага (ВРШ) представляют собой типы пропульсивных систем и используются в судах различных видов.
Объем и структура рынка
По состоянию на 2015 год, российский рынок пропульсивных систем импортозависим. По данным ФТС, в 2015 году объем импортных поставок пропульсивных систем и их элементов составил около ░░░ ед. на сумму порядка ░░ млрд руб.
Производители ВРК и ВРШ
В России серийное производство винтов и винторулевых колонок началось в 1954 году, и по состоянию на 2015 год изготовлено более ░░░ тыс. ВРШ диаметром 1,0-7,5 м и мощностью от 200 до 40 000 л. c. В настоящее время производством занимается «ЦС «Звездочка» («Центр пропульсивных систем»).
В мире производством ВРК в основном занимаются крупные многопрофильные компании, у которых собственно ВРК являются лишь одним из видов машиностроительной продукции. В настоящее время основными мировыми производителями ВРК, ВРШ, водометных движителей и т.д. судовых систем являются следующие предприятия: Steerprop и Rolls-Royce (в 2014 году – объем поставок в РФ у каждой компании – свыше ░░ млрд руб., в 2016 году ≈░░░ млрд руб.), Schottel (ок. ░░░ млрд руб. в 2014 и 2015 году). В РФ также поставляются РВК таких мировых производителей, как Kawasaki, Wartsila, Finnoy, НRP и пр. Динамика импорта с 2013 по 2015 год отрицательная, что связано со снижением объема судостроения в РФ в этот период.
Потребление
ВРК и другие компоненты пропульсивных систем имеют широкий диапазон применения в зависимости от типов судов. Они устанавливаются на круизных лайнерах, контейнеровозах, танкерах арктического типа, ледоколах, паромах, десантных вертолётоносцах, гидрографических и рыбодобывающих судах, а также судах технического флота, буксирах, плавкранах, вспомогательных плавсредствах и самоходных буровых платформах.
В настоящее время в состав российской судостроительной отрасли с учетом Крымского федерального округа входят ░░░ предприятия с общей численностью работающих ░░░ тыс. человек.
в Северо-Западном федеральном округе сосредоточены ░░░% предприятий и организаций судостроительной отрасли, включая наиболее крупные предприятия с объемом выпуска продукции более ░░ млрд руб. в год, ░░░% – в Приволжском федеральном округе, ░░░% – в Центральном и ░░░% – в Дальневосточном.
Крупные судостроительные предприятия РФ
Наименование предприятия |
Специализация |
Регион |
Совладельцы |
Ледоколы с ЯЭУ | г. Санкт-Петербург | АО «ОСК» | |
Военное судостроение (подводные лодки) | Архангельская облпсть, г. Северодвинск |
АО СЦСС (45,8%) головная компания АО «ОСК» |
|
Военное судостроение (подводные лодки), ледоколы с ДЭУ, танкеры, буксиры, научно-исследовательские суда |
г. Санкт-Петербург | АО «ОСК» (11%) и Росимущество (43,1%) |
|
Военное судостроение (подводные лодки), суда ледового класса, буксиры, рыболовецкие траулеры |
Архангельская облпсть, г. Северодвинск |
АО «ОСК» | |
Военное судостроение рыболовные траулеры, буксиры, паромы, сухогрузы, научно-исследовательские суда |
г. Калининград | АО «ОСК» | |
Военное судостроение, ледоколы с ДЭУ, рыболовецкие суда, суда снабжения морских буровых платформ |
г. Санкт-Петербург | АО «ОСК» |
Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России»
Инвестиционные проекты в отрасли
С 2012 года в России объявили о намерении реализовать инвестиционные проекты в сфере строительства ВРК два крупных судостроительных предприятия: АО «ЦС «Звездочка» и ПАО «Пролетарский завод».
Филиал АО «ЦС «Звездочка» – НПО «Винт» – в рамках федеральной целевой программы развития гражданской морской техники разработал и в ближайшем будущем должен приступить к серийному производству аналога колонки Rolls-Royce «Aquamaster» – ВРК марки ДРК-3500 мощностью 3,5 МВт.
ПАО «Пролетарский завод» намерен специализироваться на ВРК с передаваемой мощностью до 1 МВт.
ОАО «ЦС «Звездочка» планирует на первоначальном этапе освоить производство ВРК с передаваемой мощностью в пределах 1-10 МВт, а затем и большей.
В 2016 году «Роснефть» и американская General Electric (GE) подписали программу долгосрочного сотрудничества. Они планируют построить на Дальнем Востоке два завода:
- один – по производству винторулевых колонок для судов,
- второй – выпускающий электротехническое судовое оборудование.
Первоочередной задачей заводов будет обеспечение оборудованием судостроительного кластера, развивающегося вокруг ООО «ССК «Звезда», в перспективе они могут выйти и на глобальные рынки. Первые двигатели предполагается поставить уже к началу 2018 года.
В целом в период с 2012 по 2017 год, по данным Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России», реализуется около 20 проектов по модернизации, реконструкции, техническому перевооружению судостроительных предприятий.
Инвестиционные проекты в отрасли судовых пропульсионных комплексов
Описание проекта |
Инвестор |
Местоположение |
Объем инвестиций |
Стадия проекта |
Срок реализации |
Реконструкция производственных |
Филиал «Судоремонтный завод «Красная Кузница» ОАО «ЦС «Звездочка» |
Архангельск | ░░░ млн руб. | Предпроектные проработки |
с 2014 |
Реконструкция судостроительного |
Филиал «35 судоремонтный завод» ОАО «ЦС «Звездочка» |
Мурманск | ░░░ млн руб. |
Проектирование |
с 2016 |
Модернизация судостроительного |
Филиал «Севастопольский морской завод» АО «ЦС «Звездочка» |
Севастополь | ░░░ млн руб. |
Модернизация |
с 2016 |
Реконструкция и техническое |
Филиал «Астраханский судоремонтный завод» АО «ЦС «Звездочка» |
Астрахань | ░░░ млн руб. | Подготовка к строительству |
с 2016 |
Техническое перевооружение |
ОАО «ПО «Севмаш» | Архангельская область |
░░░ млн руб. | Строительство | с 2016 |
Создание центра строительства |
ООО «Кольская верфь» (ОАО «Новатэк») |
Мурманская область |
░░░ млн руб. | Проектирование | 2015-2017 |
Строительство судостроительного |
ООО «Среднерусская речная компания» |
Ростовская область |
░░░ млн руб. | Предпроектные проработки |
с 2016 |
Строительство судостроительно -судоремонтного завода |
ОАО «Азовская судоверфь» | Ростовская область |
░░░ млн руб. | Подготовка к строительству |
2014 |
Модернизация судоремонтного -судостроительного завода |
ОАО «ЛОРП» | Республика Саха (Якутия) |
░░░ млн руб. | Проектирование | с 2015 |
Строительство судостроительного комплекса |
ОАО «ДВЗ «Звезда» | Приморский край |
н.д. | Строительство | с 2016 |
Создание производства крупносекционной сборки рыболовецких судов |
ООО «Невельский судоремонт» / HanJoong Ship Machinery |
Сахалинская область |
░░░ млн руб. | Модернизация | 2016-2018 |
Техническое перевооружение производства судостроительного завода |
ОАО «СНСЗ» | Санкт-Петербург | ░░░ млн руб. | Строительство | 2015-2018 |
Реконструкция и техническое перевооружение корпусных цехов металлического судостроения судостроительного завода |
ОАО «СНСЗ» | Санкт-Петербург | н.д. | Модернизация | 2016-2018 |
Техническое перевооружение судового машиностроительного завода |
АО «Пролетарский завод» | Санкт-Петербург | н.д. | Модернизация | с 2016 |
Реконструкция судостроительной верфи |
АО «Адмиралтейские верфи» | Санкт-Петербург | ░░░ млн руб. | Строительство | 2012-2017 |
Реконструкция судостроительного комплекса |
ПАО «Северная верфь» | Санкт-Петербург | н.д. | Подготовка к строительству |
с 2015 |
Модернизация производства судостроительного завода |
АО «ВСЗ» | Ленинградская область |
н.д. | Модернизация | 2009-2020 |
Реконструкция судостроительного завода |
АО «ПСЗ «Янтарь» | Калининград | н.д. | Модернизация | 2016-2018 |
Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на ноябрь 2016 года
Тенденции рынка
Эксперты рынка судостроения отмечают, что, в связи с изменением глобального рынка судостроения и предъявления к судам новых более жестких требований по уровню шума, экологичности, маневренности, а также в связи с постоянно возрастающим уровнем конкуренции, современные суда требуют обязательного применения на них в качестве главных движителей и средств активного управления судном новых типов пропульсивных систем: винторулевых колонок, подруливающих устройств и винтов регулируемого шага. Анализ тенденций импортозамещения, а также рост спроса, связанного с загрузкой мощностей судостроительной отрасли, позволяет специалистам Инвестиционно-аналитической группы ПКР сделать вывод, что дизельные двигатели останутся востребованными в широком мощностном диапазоне от 5 кВт (двигатели спасательных шлюпок, аварийные дизель-генераторы и т.д.) до 5-10 МВт (главные двигатели крупнотоннажных нефтеналивных судов и сухогрузов).
Читайте нас в Telegram