Запрос на скачивание аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить отчет в формате pdf

* Обязательные для заполнения поля.
Рынок судовых пропульсивных комплексов

Рынок судовых пропульсивных комплексов

Пропульсивная система (от англ. propulsion – движение) – силовой комплекс, объединение движительного и рулевого комплекса судна в одном агрегате, используемое для повышения эксплуатационных и маневренных характеристик судна. Пропульсивная система является исполнительной частью главной энергетической установки судна. Винторулевые колонки (ВРК), подруливающие устройства (ПУ) и винты регулируемого шага (ВРШ) представляют собой типы пропульсивных систем и используются в судах различных видов.

Объем и структура рынка

По состоянию на 2015 год, российский рынок пропульсивных систем импортозависим.  По данным ФТС, в 2015 году объем импортных поставок пропульсивных систем и их элементов составил около 90 ед. на сумму порядка 2 млрд руб.

Структура импортных поставок судовых пропульсивных систем по видам оборудования

Производители ВРК и ВРШ

В России серийное производство винтов и винторулевых колонок началось в 1954 году, и по состоянию на 2015 год изготовлено более 4,5 тыс. ВРШ диаметром 1,0-7,5 м и мощностью от 200 до 40 000 л. c. В настоящее время производством занимается «ЦС «Звездочка» («Центр пропульсивных систем»).

В мире производством ВРК в основном занимаются крупные многопрофильные компании, у которых собственно ВРК являются лишь одним из видов машиностроительной продукции. В настоящее время основными мировыми производителями ВРК, ВРШ, водометных движителей и т.д. судовых систем являются следующие предприятия: Steerprop и Rolls-Royce (в 2014 году – объем поставок в РФ у каждой компании – свыше 1 млрд руб., в 2016 году ≈0,7 млрд руб.), Schottel (ок. 0,3 млрд руб. в 2014 и 2015 году). В РФ также поставляются РВК таких мировых производителей, как Kawasaki, Wartsila, Finnoy, НRP и пр. Динамика импорта с 2013 по 2015 год отрицательная, что связано со снижением объема судостроения в РФ в этот период.

Динамика импортных поставок судовых пропульсивных систем

Потребление

ВРК и другие компоненты пропульсивных систем имеют широкий диапазон применения в зависимости от типов судов. Они устанавливаются на круизных лайнерах, контейнеровозах, танкерах арктического типа, ледоколах, паромах, десантных вертолётоносцах, гидрографических и рыбодобывающих судах, а также судах технического флота, буксирах, плавкранах, вспомогательных плавсредствах и самоходных буровых платформах.

В настоящее время в состав российской судостроительной отрасли с учетом Крымского федерального округа входят 182 предприятия с общей численностью работающих 170 тыс. человек.

в Северо-Западном федеральном округе сосредоточены 36% предприятий и организаций судостроительной отрасли, включая наиболее крупные предприятия с объемом выпуска продукции более 5 млрд руб. в год, 15% – в Приволжском федеральном округе, 14% – в Центральном и 13% – в Дальневосточном.

Крупные судостроительные предприятия РФ

Инвестиционные проекты в отрасли

С 2012 года в России объявили о намерении реализовать инвестиционные проекты в сфере строительства ВРК два крупных судостроительных предприятия: АО «ЦС «Звездочка» и ПАО «Пролетарский завод».

Филиал АО «ЦС «Звездочка» – НПО «Винт» – в рамках федеральной целевой программы развития гражданской морской техники разработал и в ближайшем будущем должен приступить к серийному производству аналога колонки Rolls-Royce «Aquamaster» – ВРК марки ДРК-3500 мощностью 3,5 МВт.

ПАО «Пролетарский завод» намерен специализироваться на ВРК с передаваемой мощностью до 1 МВт.

ОАО «ЦС «Звездочка» планирует на первоначальном этапе освоить производство ВРК с передаваемой мощностью в пределах 1-10 МВт, а затем и большей.

В 2016 году «Роснефть» и американская General Electric (GE) подписали программу долгосрочного сотрудничества. Они планируют построить на Дальнем Востоке два завода:

  • один – по производству винторулевых колонок для судов,
  • второй – выпускающий электротехническое судовое оборудование.

Первоочередной задачей заводов будет обеспечение оборудованием судостроительного кластера, развивающегося вокруг ООО «ССК «Звезда», в перспективе они могут выйти и на глобальные рынки. Первые двигатели предполагается поставить уже к началу 2018 года.

В целом в период с 2012 по 2017 год, по данным Портала «Инвестиционные проекты России» (https://investprojects.info/), реализуется около 20 проектов по модернизации, реконструкции, техническому перевооружению судостроительных предприятий.

нвестиционные проекты - судовых пропульсивных комплексов

Тенденции рынка

Эксперты рынка судостроения отмечают, что, в связи с изменением глобального рынка судостроения и предъявления к судам новых более жестких требований по уровню шума, экологичности, маневренности, а также в связи с постоянно возрастающим уровнем конкуренции, современные суда требуют обязательного применения на них в качестве главных движителей и средств активного управления судном новых типов пропульсивных систем: винторулевых колонок, подруливающих устройств и винтов регулируемого шага. Анализ тенденций импортозамещения, а также рост спроса, связанного с загрузкой мощностей судостроительной отрасли, позволяет специалистам Инвестиционно-аналитической группы ПКР сделать вывод, что дизельные двигатели останутся востребованными в широком мощностном диапазоне от 5 кВт (двигатели спасательных шлюпок, аварийные дизель-генераторы и т.д.) до 5-10 МВт (главные двигатели крупнотоннажных нефтеналивных судов и сухогрузов).