Запрос на скачивание аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить отчет в формате pdf

* Обязательные для заполнения поля.
15.01.2019
СПИК 2.0 - перезапуск механизма специального инвестиционного контракта
Скачать PDF
СПИК 2.0 - перезапуск механизма специального инвестиционного контракта

СПИК 2.0 - перезапуск механизма специального инвестиционного контракта

Правительство России готовит изменения в Федеральный закон «О промышленной политике», а также в Налоговый и Бюджетный кодексы в части совершенствования механизма специальных инвестиционных контрактов.

Концептуальные изменения СПИК

Согласно представленным проектам нормативно-правовых актов предполагаются следующие концептуальные изменения:

Критерий

Новая редакция СПИК 2.0

Действующая редакция СПИК

Цель инвестиционного проекта

Разработка и/или внедрение современных технологий в целях создания или модернизации производства промышленной продукции

- внедрение НДТ

- освоение производства промышленной продукции, в т. ч. не имеющей произведенных в РФ аналогов

Срок СПИК

  • до 15 лет (инвестиции ≤ 50 млрд руб.)
  • до 20 лет (инвестиции > 50 млрд руб.)

до 10 лет

Минимальный объем инвестиций

1 млрд руб. без НДС

750 млн руб. без НДС

Инвестор

Может быть несколько инвесторов

Только 1 инвестор

Порядок заключения

Конкурсный отбор*

*в отдельных случаях конкурсный отбор не проводится

Заявительный порядок

 

Проект ФЗ определяет современную технологию как технологию, применение которой позволяет освоить производство конкурентоспособной на мировом рынке промышленной продукции или промышленной продукции, не имеющей произведенных в РФ аналогов, что еще раз подтверждает намерения Правительства осуществлять меры господдержки в отношении экспортноориентированных производств.

Перечень современных технологий будет утверждаться Правительством РФ на основании предложений, сформированных Минпромторгом с привлечением инвесторов, научных организаций, «Сколково», а также организаций инфраструктуры поддержки промышленности. Ранее планировалось утвердить изменения в ФЗ в IV квартале 2018 года, в I квартале 2019 года – утвердить методику включения технологий в соответствующий перечень, а во II квартале 2019 года утвердить сам перечень, однако соответствующие изменения в ФЗ так и не были приняты, предположительно сроки перезапуска механизма СПИК будут сдвинуты на квартал.

Поправки в Налоговый Кодекс в отношении налогоплательщиков – участников СПИК

Отдельно стоит отметить поправки в Налоговый Кодекс, касающиеся применения участниками СПИК налоговых льгот по налогу на прибыль. Сегодня НК РФ определяет налогоплательщиков – участников СПИК через налогоплательщиков – участников РИП (региональных инвестиционных проектов). Проект изменений в НК РФ предполагает выделить отдельную главу в НК РФ, посвящённую статусу налогоплательщиков – участников СПИК (как и ранее для целей применения налоговых льгот, установленных НК РФ, участником СПИК является организация, заключившая соглашение с участием РФ, т. е. федеральный СПИК). Проект определяет следующие поправки:

Критерий

Новая редакция СПИК 2.0

Действующая редакция СПИК

Требования к доходам и налоговая база

Налоговые ставки применяются ко всей налоговой базе:

  • доходы от реализации продукции в рамках СПИК ≥ 90% всех доходов организации
  • доходы от реализации продукции в рамках СПИК < 90% всех доходов, но сумма экономии не должна превышать 25% объема капвложений

Налоговые ставки применяются к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках СПИК при условии ведения раздельного учета доходов и расходов

Налоговые ставки применяются ко всей налоговой базе:

  • доходы от реализации продукции в рамках СПИК ≥ 90% всех доходов организации

Льготная ставка и срок применения

Федеральная часть – 0%

Региональная часть – может быть снижена до 0%

На весь срок действия СПИК, но не позднее периода, в котором совокупный объем налоговых и неналоговых расходов бюджетов на проект > 50% объема капвложений

 

Федеральная часть – 0%

Региональная часть – может быть снижена до 0%

До 2025 г.

При оценке регулирующего воздействия проекта поправок в Налоговый кодекс в отношении СПИК, Минэкономразвития рекомендует разработчику (Минпромторг РФ) при доработке проекта учесть замечания и предложения, полученные в результате публичных консультаций, в целях совершенствования инструментов господдержки СПИК, в том числе:

  • внесение регионального СПИК в перечень исключений, для которых пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль, установленная субъектом РФ, будет действовать и позднее 1 января 2023 г. (N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"), что практически приравнивает статус участника РИП к региональному СПИК в части льгот по налогу на прибыль (за исключением федеральной составляющей налога);
  • упразднение зависимости применения пониженной ставки по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, от применения пониженной ставки по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет, – для установления возможности применения ставки 0% в отношении федеральной части в случае, если в субъекте данная норма не установлена.

Статус единственного поставщика в рамках СПИК для предприятий ОПК

Также, стоит отметить, что согласно ст. 111.3. ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", инвестор – участник СПИК может быть определен единственным поставщиком для целей осуществления госзакупок, в том числе при условии, что объем инвестиций составит не менее 3 млрд руб. Тем не менее, в соответствии с перечнем поручений по итогам совещания по вопросу диверсификации производства продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса (ОПК), правительство РФ должно обеспечить также внесение следующих изменений в соответствующие нормативно-правовые акты:

  • снижение для организаций ОПК минимального объема инвестиций в целях получения статуса единственного поставщика;
  • отмена для организаций ОПК ограничений, касающихся количества продукции гражданского назначения, которая может поставляться единственным поставщиком (в настоящее время только 30% произведенного в течение календарного года товара может быть реализовано через статус единственного поставщика).

Таким образом, предполагаемые изменения хотя и определяют новый механизм, в котором разрешены некоторые имеющиеся проблемы применения механизма СПИК, но тем не менее оставляют часть вопросов открытыми, в том числе на сегодняшний день до сих пор нет четкого понимания что именно будет являться предметом СПИК и о каких современных технологиях говорит законодатель.

Автор:

Екатерина Веселова, руководитель проектов отдела корпоративных финансов