Практика получения статуса стратегического инвестора Санкт-Петербурга
Понятие и правовое регулирование статуса
Стратегический инвестор – инвестор, реализующий стратегический инвестиционный проект.
В соответствии с действующим законодательством Санкт-Петербурга реализация стратегического инвестиционного проекта дает инвестору возможность заключить договор аренды земельного участка без торгов.
Поскольку в целом порядок предоставления участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, устанавливается Земельным Кодексом РФ, определим основные понятия и правовой смысл статуса в Санкт-Петербурге:
Таким образом, для целей получения земельного участка проект, реализуемый инвестором, должен быть масштабным. В законодательстве СПб масштабным признается стратегический инвестиционный проект. Инвестор, реализующий такой проект, становится Стратегическим инвестором Санкт-Петербурга и заключает Соглашение о реализации стратегического инвестиционного проекта.
Статус Стратегического присваивается инвестиционному проекту на основании Постановления Правительства о внесении проекта в соответствующий реестр.
Льготы, предоставляемые Стратегическому инвестору
Организация, получившая статус Стратегического инвестора Санкт-Петербурга, вправе применять следующие льготы:
- возможность платить за аренду только 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка (п. 1.3.6 ст. 1.3. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 656)
- право выкупить его впоследствии за 25% кадастровой стоимости (п. 7.4. статьи 1-2 Закона Санкт-Петербурга от 15.02.2010 N 59-19)
Требования к инвестору, претендующему на статус Стратегического инвестора
Инвестором может быть физическое или юридическое лицо, объединение юридических лиц или иностранный субъект предпринимательской деятельности.
Необходимым условием является наличие у инвестора или аффилированных с ним лиц опыта по реализации инвестиционных проектов аналогичной отраслевой принадлежности стоимостью не менее 2 млрд руб. (для здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, науки, инновационной деятельности, туризма, в том числе гостиниц – не менее 1 млрд руб.) – учитывается опыт последних 10 лет.
Отметим, что формально в законодательстве не предусмотрено требование о постановке инвестора на налоговый учет в Санкт-Петербурге, однако на практике одним из критериев оценки проекта является его бюджетная эффективность, то есть сумма налоговых отчислений в бюджет города.
Требования к проекту, претендующему на статус Стратегического инвестиционного проекта
Законодателем предъявляются требования к совокупному объему инвестирования:
Отрасль |
Объем инвестирования |
Развитие здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, науки, инновационной деятельности, туризма, в том числе путем создания гостиниц |
От 1 млрд рублей |
Развитие промышленности, транспортно-логистического комплекса, создание инженерной инфраструктуры |
От 2 млрд рублей |
Переустройство (перемещение и/или реконструкцию) объектов, в том числе линейных, предназначенных для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, в целях освобождения занимаемых ими и их охранными зонами территорий и строительства на освобожденных территориях объектов капитального строительства в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности |
От 2 млрд рублей |
При этом в расчете учитываются инвестиции, вложенные в течение трех лет, предшествующих направлению обращения о получении статуса. Отметим, что кроме недвижимости, оборудования и прочих основных фондов в состав инвестиций могут быть включены: затраты на нематериальные активы, на аренду и выкуп земельного участка, а также на уплату процентов по привлеченному финансированию на инвестиционной стадии.
Кроме того, проект должен соответствовать следующим требованиям:
- Улучшение в результате реализации инвестиционного проекта социально-экономических и/или культурных условий жизни жителей Санкт-Петербурга, а именно:
- проект соответствует приоритетам и целям Стратегии экономического и социального развития СПб и/или решает задачи государственных программ СПБ;
- в результате реализации проекта создаются высокопроизводительные рабочие места (заработная плата выше средней)
- Эффективность реализации инвестиционного проекта для инвестора и для Санкт-Петербурга с учетом срока его окупаемости, прибыльности, объема налоговых поступлений в федеральный бюджет и/или бюджет Санкт-Петербурга, а именно:
- положительная чистая приведенная стоимость проекта на срок реализации проекта
- превышение налоговых поступлений в бюджет города над экономией инвестора за счет льгот по земельному участку (с учетом дисконтирования)
- Осуществление мер по импортозамещению, т. е. создание производства товаров, страной происхождения которых будет являться Российская Федерация, либо использования в ходе реализации инвестиционного проекта товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация
На практике наибольшие трудности возникают с исполнением пункта о положительной ЧПС (NPV). Фактически, с учётом максимального периода действия статуса, это означает, что дисконтированный срок окупаемости проекта (DPBP) должен быть меньше 10 лет. Для проекта, объем инвестиций в который превышает несколько миллиардов рублей, а срок строительства/изготовления оборудования может составлять 2-3 года, это требование зачастую малореально для исполнения.
Порядок получения статуса
Формально законодательством предусмотрена следующая схема получения статуса:
Таким образом, ожидаемая длительность рассмотрения заявления от его подачи до этапа проекта Постановления – 1,5-3 месяца. Кроме того, важно учесть время, которое потребуется Комитету на согласование Постановления и его подписание губернатором – на практике проектов, реализованных при поддержке ПКР, на это обычно требуется еще 2,5 месяца.
Законодательство устанавливает перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению. Отметим некоторые из них:
Документ |
Комментарий |
Описание инвестиционного проекта, предварительное обоснование инвестиций, справка о соответствии |
Перечисленные документы во многом повторяют друг друга и включают в себя стандартное содержание бизнес-плана: технологическая, маркетинговая и финансовая часть.
|
Финансовая модель проекта
|
Отметим, что требования Комитета к финансовой модели практически идентичны требованиям к финансовой модели для проектов ГЧП (проекты государственно-частного партнерства – например, ЗСД). Кроме того, все допущения, заложенные в модель, должны подтверждаться прилагаемыми документами: так, например, объем капитальных затрат может подтверждаться коммерческими предложениями, сметным расчетом, а уровень зарплат – текущим штатным расписанием. |
Заключение о проведении технологического аудита
|
Задача этого документа – вывод о возможности реализации предусмотренных проектом технологий и экологической безопасности, а также подтверждение уровня капитальных затрат от специалиста, имеющего опыт в аудите подобных проектов. |
Документы, подтверждающие наличие средств на реализацию проекта на всю сумму инвестиций |
Таким документом может быть выписка с расчетного счета или комфортное письмо от банка или другой организации о намерении финансировать проект |
Документы, подтверждающие опыт реализации проекта в аналогичной отрасли |
Предоставляются документы, подтверждающие ввод объектов в эксплуатацию и их стоимость. |
Кроме перечисленных выше документов, заявитель также направляет в Комитет заверенный проект соглашения о реализации стратегического инвестиционного проекта
Соглашение о реализации стратегического инвестиционного проекта
Отметим, что основанием для признания проекта стратегическим (и, соответственно, для получения земельного участка) является Постановление и внесение проекта в реестр. Цель заключения соглашения – контроль города над реализацией проекта и закрепление обязанностей инвестора. Тем не менее, порядок и сроки его заключения законом не регламентированы.
Соглашение устанавливает следующие обязательства и условия соглашения:
Статья отображается не полностью
Читайте нас в Telegram