Инвестиционная активность сферы СПГ
За год количество приостановленных проектов в отрасли увеличилось более чем в 2 раза (на 17 ед.)Смежные рынки: Рынок РВС, Рынок автобусов, Рынок буровых установок в нефтегазовой отрасли
Отрасль «СПГ» включает в себя совокупность инвестиционных проектов строительства, расширения, модернизации предприятий, осуществляющих преобразование природного газа в сжиженную форму для удобства транспортировки и хранения (СПГ-заводы). По объемам производства СПГ-заводы классифицируются на крупнотоннажные (более 2 млн т в год), среднетоннажные (от 170 тыс. т до 2 млн т в год) и малотоннажные (до 170 тыс. т в год).
По состоянию на июль 2025 г. в отрасли насчитывается 93 проекта с объемом инвестиций в 10 трлн руб. Интересантами реализации проектов выступают 33 крупные структуры, которые занимаются финансированием, проектированием и возведением объектов отрасли.
Характеристика инвестиционного климата отрасли «СПГ»:
— Наибольшая доля объема произведенного в России СПГ направляется на экспорт (в Европу и страны Азии).
— С середины 2022 г. действуют санкции Евросоюза на поставки оборудования для СПГ-заводов в Россию.
— Производство СПГ на экспорт осуществляют два крупнотоннажных завода, которые не находятся под санкциями.
— По прогнозам, с конца 2025 г. на мировом рынке начнет формироваться профицит предложения СПГ, как следствие, российские экспортеры столкнутся с более высокой конкуренцией.
— Внутреннее потребление СПГ происходит в следующих направлениях:
- в проектах автономной газификации предприятий промышленности и сельского хозяйства, а также отдаленных населенных пунктов;
- как альтернативный энергоресурс для выработки электро- или тепловой энергии отдаленных районов;
- в качестве моторного топлива для грузового и общественного транспорта, коммунальной техники и др.
— С 2018 г. действует господдержка рынка газомоторного топлива – субсидирование строительства метановых автозаправок и малотоннажных СПГ-заводов, а также переоборудования автотранспортных средств на газ.
— С 25 июня 2025 г. действуют новые правила закупки транспортных средств для госнужд, согласно которым приоритет должен отдаваться автомобилям, работающим на газе и электричестве.
— Сроки ряда инвестпроектов малотоннажных заводов переносятся в связи с несформированными рынками сбыта (недостаточное число автотранспорта на газе и газозаправочных станций). Новые проекты реализуются при поддержке государственных и региональных программ, а также в рамках площадок со специальными условиями для инвесторов.
Обзор отрасли
По данным Росстата, производство СПГ в России в 2024 г. составило 34,7 млн т, на 5,4% больше, чем за 2023 г. Производство СПГ осуществляют два крупнотоннажных завода – «Ямал СПГ» (холдинг «Новатэк») проектной мощностью 17,4 млн т в год и «Сахалин-2» (холдинг «Газпром») мощностью 9,6 млн т. Реальные объемы производства у обоих предприятий выше. В настоящее время эти заводы не находятся под санкциями.
Наряду с ними производство СПГ осуществляют два среднетоннажных завода: КСПГ «Портовая» (холдинг «Газпром») мощностью 1,5 млн т в год и «Криогаз-Высоцк» (холдинги «Новатэк» и «Газпромбанк» мощностью 820 тыс. т. С января 2025 г. эти предприятия находятся в санкционных списках США.
По информации ежегодного отчета Международной группы импортеров СПГ (GIIGNL), в 2024 г. объем экспорта произведенного в России СПГ составил 33,5 млн т, в том числе:
~16 млн т в страны Европы (поставки принимались регазификационными терминалами Франции и Испании);
~17 млн т в страны в страны Азии (крупнейшие импортеры — Китай, 8,5 млн т и Япония, 5,6 млн т).
В 2025 г. наблюдается снижение объемов производства СПГ. Так, в мае 2025 г., по данным Росстата, производство СПГ в России составило 2,8 млн т (на 5,5% ниже, чем в мае 2024 г.), в январе–мае 2025 г. — 14,2 млн т (на 4,8% ниже, чем в январе–мае 2024 г.).
Объем внутреннего российского рынка СПГ составляет около 200 тыс. т. К 2030 г., по оптимистичным оценкам, он может достичь 6–8 млн т.
Обновленной Энергетической стратегией РФ на период до 2050 г., утвержденной распоряжением Правительства от 12.04.25 № 908-р, обозначено целевое увеличение объема производства СПГ с 32,3 млн т в 2023 г. до 90–105 млн т в 2030 г. При этом, по оценкам экспертов, объем производства СПГ в России в 2030 г. будет находиться в диапазоне 45–60 млн т/год. Сдерживающими факторами будут являться отмена или перенос сроков СПГ-проектов в связи с санкционным давлением.
Санкции
С лета 2022 г. на поставки оборудования для СПГ-заводов в Россию действуют санкции Евросоюза. В мае 2025 г. Еврокомиссия представила «дорожную карту» постепенного отказа от поставок российских энергоресурсов, которая, в частности, предусматривает полное прекращение импорта газа из России к 2027 г. за счет приостановки новых контрактов с поставщиками российского топлива и прекращения спотовых контрактов к концу текущего года. Венгрия и Словакия наложили вето на предложенный план, Франция и Бельгия отказались его поддержать.
В середине 2024 г. официальные представители США заявляли о планируемом препятствии реализации любых новых проектов в сфере энергетики в России. Однако весной 2025 г. СМИ сообщили о предложении сотрудничества в виде совместных проектов в Арктике, добычи нефти, газа и редкоземельных металлов, а также снятия санкций в случае разрешения геополитической ситуации.
По состоянию на июль 2025 г., проекты крупнейшего инвестора отрасли холдинга «Новатэк» находятся под санкциями США. Две технологические линии «Арктик СПГ 2» введены в эксплуатацию, однако производство на них приостановлено. Строительство третьей линии проекта отложено. В санкционных списках не только компания – оператор завода, но и существенная часть флота газовозов.
В целом, по данным цифровой платформы «Инвестиционные проекты», в отрасли СПГ приостановлен 31 инвестпроект совокупным объемом инвестиций 1,1 трлн руб.
Поддержка развития отрасли
Развитие отрасли поддерживается госпрограммой «Развитие энергетики», которая включает ряд целей к 2030 г.:
- продуктовая и географическая диверсификация экспорта энергетических ресурсов;
- достижение среднего уровня газификации населения России в размере 82,9%;
- достижение объема потребления метана на транспорте в размере 6,8 млрд куб. м;
- повышение инвестиционной активности в отраслях ТЭК.
Для достижения целей программой предусмотрены меры поддержки, среди которых субсидирование переоборудования автомобилей, общественного транспорта и коммунальной техники под природный газ. Так, в 2025 г. увеличен объем субсидирования расходов владельцев грузовых автомобилей по переводу грузового транспорта с традиционных видов топлива на природный газ (метан). Согласно ПП от 27.02.25 №236, максимальный размер господдержки на ремоторизацию грузовых автомобилей, в том числе магистральных тягачей, увеличен до 1 млн руб.
Национальная ассоциация СПГ (НАСПГ), объединяющая более 80 компаний, формулирует и направляет в Правительство инициативы по поддержке отрасли. В частности, ассоциация просит стимулировать развитие сети СПГ-заправок по стране, число которых составляет около 90 ед. (менее 10% всех газовых АЗС), в то время как количество заправок с нефтепродуктами – около 30 тысяч.
Крупнейшие инвесторы проектов
В Красноярском крае на стадии планирования находится проект строительства завода «Кара-СПГ» холдинга «Роснефть» стоимостью 2,4 трлн руб. Проект планируется реализовать на базе имеющихся запасов и ресурсов газа Карского моря. Якорным для проекта определен участок Восточно-Приновоземельский-1. Размещение комплекса по производству СПГ планируется в районе архипелага Новая Земля, также рассматриваются варианты площадок на материке. Реализация проекта предварительно планируется на 2030–2035 гг. Планируемая мощность предприятия — до 30 млн т.
В числе планируемых проектов холдинга «Новатэк» завод «Арктик СПГ-3» в ЯНАО с объемом инвестиций 2 трлн руб. Ресурсной базой для проекта планировалась разработка Северо-Гыданского участка в ЯНАО. С июня 2024 г. проект в числе других находится в санкционном списке. Компания не сообщала о приостановке, однако, предположительно, его реализация отложена.
Другой СПГ-проект холдинга «Новатэк» «Мурманский СПГ» совокупным объемом инвестиций 1 млрд руб. также находится под санкциями, однако в феврале 2025 г. вице-премьер РФ Александр Новак сообщил, что строительство комплекса будет завершено к 2030 г. Планируемая мощность завода – 20,4 млн т в год: три технологические линии по 6,8 млн т.
Проекты в сферах средне- и малотоннажного СПГ
Более половины проектов (51,6%) относится к числу средних, то есть с инвестициями в диапазоне 500 млн – 5 млрд руб. Они предполагают строительство средне- и малотоннажных СПГ-заводов. Продукция таких предприятий в большей степени ориентирована на внутренний рынок: для газификации отдаленных районов, для выработки энергии и в качестве газомоторного топлива. В дальневосточных регионах в качестве рынков сбыта инвесторы также рассматривают Китай.
Так, на стадии предпроектных проработок находится проект строительства малотоннажного СПГ-завода мощностью 32 тыс. т в год холдинга «Аврора СПГ». Планируемый объем инвестиций — 3,3 млрд руб. Проект реализуется при поддержке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики; инвестор является резидентом свободного порта Владивосток. Компания планирует поставлять топливо автотранспортным предприятиям региона и экспортным терминалам на границе России и Китая. Стратегия холдинга предполагает строительство малотоннажных СПГ-заводов в Хабаровском крае и Амурской области, а также участие в формировании инфраструктуры потребления СПГ на Дальнем Востоке.
Холдинг «Проект Полюс» планирует построить в Якутии среднетоннажный завод Якутск-СПГ. Мощность первого этапа составит 175 тыс. т в год, по завершении реализации трех этапов она достигнет 525 тыс. т в год. Продукция будет поставляться в районы Якутии, газифицированные на основе СПГ, а также экспортироваться в Китай.
Читайте нас в Telegram