12.04.2013
Стеклотара под запретом

Стеклотара под запретом

Ведущий специалист отдела маркетинговых исследований Мария Васильева ответила в интервью корреспондентам 100 ТВ на несколько актуальных вопросов, связанных с принятием технического регламента на выпуск алкогольной продукции в пластиковой и повторно используемой таре.

1. Почему принимается технический регламент таможенного союза, запрещающий выпускать на территории таможенного союза алкоголь в пластике и в повторно используемой стеклотаре.

Официальная версия принятия технического регламента – необходимость сведения к единым стандартам производства, хранения и реализации продукции на территории России, Казахстана, Беларуси. В Казахстане в течение нескольких лет действует подобное ограничение, но введено оно было для ограничения конкуренции продукции российского пивоварения с национальным производством. Версия экспертов – технический регламент вводится в результате успешного лоббирования интересов производителей стеклянной тары (они выигрывают за счет увеличения доли рынка стеклянной тары в производстве алкоголя – за счет ликвидации сегмента ПЭТ, а это до 45-50% рынка пива – на долю стекла приходится 35%, алюминиевой банки – не более 15%). Вероятнее всего, что регламент принимается действительно с целью соблюдения требований к стандартизации норм в рамках таможенного союза, но без учета мирового опыта (стеклотара используется до 50 раз, например, в Германии) и в целях снижения потребления алкоголя (антиалкогольная компания), к сожалению, большая часть попыток государства влиять на объем потребления спиртных напитков не увенчивается успехом, начиная с вырубки виноградников и заканчивая повышением акцизов на пиво. Удивительно, что при принятии техрегламента не указывается, что при использовании ПЭТ бутылок невысокого качества снижается и качество самого напитка в них, а при соответствующей обработке оборотной стеклотары ее качество не отличается от новой.

2. Изменится ли цена и спрос на пиво (в какую сторону)

В России потребление пива составляет до 25,6% (в чистом спирте) и до 90% (в натуральном выражении), причем этот пенный напиток население не воспринимает как алкоголь. Проводимые мероприятия по снижению потребления алкоголя (например, в 2009 году - повышение акцизных ставок: в 2011 году – 0-231 руб. в зависимости от объемной доли спирта в продукте, в 2012 году – 0-254 руб. / литр спирта, 2013 год – 0 -280 руб. / литр спирта – Налоговый кодекс РФ, установление минимальной цены на водку с 01.01.2010 и пр.) на практике не оказалось эффективным. Ожидать, что сдвиг в сторону более дорогой упаковки – от пластика, стоимостью ок. 1-1,5 руб. к стеклу – 5 руб. – пол-литровая и алюминию – 6,5-7 руб. снизит объем потребления, нерационально – скорее всего участники рынка будут использовать алюминиевую упаковку большего объема или модернизированную стеклотару (что-то наподобие 3-5 литровых банок сока). Доля расходов предприятий на тару составляет до 12% себестоимости единицы продукции, поэтому увеличение стоимости стеклотары по сравнению с другими видами не принципиально отразится на состоянии рынка. К тому же некрупные предприятия, и в основном периферийные, нечасто использовали оборотную стеклотару до принятия регламента – например, ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» - до 85-90% новая стеклотара и введение в действие регламента незначительно отразится на стоимости и объемах производства.

3. Перспективы розничной торговли

В связи с тем, что цены на тару изменятся, изменится и отпускная цена заводов-производителей, но этот рост составит не более 25-40%, на крупных предприятиях, использующих оборотную стеклотару, или на предприятиях, специализирующихся на выпуске продукции в ПЭТ. Для среднего потребителя этот рост не повлияет на спрос – те потребители, для которых рост будет ощутимым, вероятно в 5% случаев откажутся от потребления или снизят объем потребления, а в остальных случаях - перейдут на более дешевые марки. Таким образом, в целом состояние рынка алкоголя изменится незначительно. При соотносимости стоимости пива и портвейна и иных дешевых напитков в одинаковой таре – не менее 30-35% потребителей предпочтут дешевые.

4. Перспективы сбора тары

Розлив слабоалкогольных напитков в ПЭТ-упаковку или вторичную стеклотару распространен в Европе, где сейчас ведется жесткая политика в сфере обеспечения безопасности производства – снижение нагрузки на окружающую среду. При переплавке стеклотары экономия энергии составляет до 32%, воздуха -до 20%, воды - до 50%. Отходы снижаются на 80% (данные Гринпис Россия). При повторном использовании стеклотары экономия ресурсов еще больше. Распространение действия техрегламентов «О безопасности алкогольной продукции» и «О безопасности упаковки» кроме увеличения затрат на тару производителями привнесет негативный социальный эффект для малообеспечнных, маргинальных и люмпенизированных слоев населения – основные группы населения, сдающие тару – пенсионеры, дети и подростки из неблагополучных семей, лица-БОМЖ и пр. Для них доходы от сбора и сдачи стеклотары составляют до 15% дохода в месяц. При отсутствии разницы между приемом целых стеклобутылок и стеклобоя – эти слои населения окажутся еще более незащищенными.