12.04.2010
Жара. Шашлыки торжествуют

Жара. Шашлыки торжествуют

Рынок розничной торговли мясом в Санкт-Петербурге. Исследования компании "Профессиональные комплексные решения"

Потребление мяса

Средний уровень потребления мяса в Санкт-Петербурге превышает общероссийский показатель, при этом Санкт-Петербург занимает 22-е место по уровню потребления мяса в РФ.

В структуре потребительской корзины доля мяса и мясных продуктов занимает около 21% в денежном выражении. В 2009 году на среднестатистического жителя Петербурга пришлось порядка 62 кг мяса: 23 кг курятины, 22 кг свинины и 17 кг говядины. Для сравнения: американцы потребляют 45 кг курятины, 42,5 кг говядины, 29,5 кг свинины на душу населения. Итого – свыше 118 кг мяса в год на человека. Для Евросоюза потребление составляет 90-94 кг в год на человека.

С 2005 до 2008 года наблюдалась тенденция роста потребления мяса - с 54 до 70 кг в год на человека в Санкт-Петербурге. По итогам 2009 года потребление мяса сократилось на 9-11% по ряду причин.

Во-первых, в результате воздействия финансового кризиса произошло падение доходов населения. Потребители вынуждены экономить, в том числе и за счет снижения потребления мяса и других продуктов питания. Во-вторых, высокая доля импорта на рынке и недостаточное количество продукции собственного производства негативно сказываются на ценах.

Объем рынка

Объем рынка розничной торговли мясом и мясными продуктами в Санкт-Петербурге в 2009 году составил около 55 010 млн руб. В 2010 году прогнозируется рост рынка в натуральном выражении на 5-10%.

Сегодня существует значительная нехватка мяса и мясопродуктов отечественного производства, которая компенсируется импортом. Доля импортной свинины в общем объеме российского рынка составляет около 34% в натуральном выражении. В Санкт-Петербурге на долю импорта приходится около 60% рынка. В среднем по областям Северо-Западного региона доля импорта свинины составляет 40-50%. На 2010 и 2011 годы квота на ввоз свинины установлена на уровне 472,1 тысячи тонн (531,9 тысячи тонн в 2008 году). Основными импортерами свинины являются США, Канада и Бразилия – на их долю приходится 61% поставок.

Доля импортной говядины в целом по России составляет 65-70% в натуральном выражении. На долю Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы, Московской области и Калининградской области приходятся основные поставки импортной говядины.

Квота на ввоз говядины на 2010-2012 годы установлена в размере 30 тысяч тонн ежегодно. Основные импортеры говядины: Бразилия - 45%, Аргентина - 14%, Парагвай - 11%, Уругвай - 9%, ЕС - 5%, Украина и Белоруссия - 16%. Таким образом, одним из факторов развития мясного рынка является импортозамещение.

Игроки рынка

По данным Росстата, в Санкт-Петербурге зарегистрировано 199 компаний по коду ОКВЭД 52.22 «Розничная торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы». Основным местом покупки мяса являются гипермаркеты – 32% респондентов (рис. 2).

Суммарная доля супермаркетов и мини-маркетов составляет 28%, на магазины шаговой доступности приходится 4%. Следует отметить, что довольно значительная доля в объеме покупок - 11% - приходится на розничные точки, специализирующиеся на торговле мясом. На рынке Санкт-Петербурга в настоящее время активно развиваются сети специализированных мясных магазинов, в частности «Свежее мясо», «Великолукский мясокомбинат».

На сегодняшний день в сеть «Свежее мясо» входят порядка 35 магазинов. В ассортимент магазина включены различные виды мяса, мясных деликатесов, молоко и творог, мед, фрукты и овощи.

Великолукский мясокомбинат является одним из крупнейших производителей мясной гастрономии, представленных в Санкт-Петербурге. Компания вышла на рынок северной столицы в 2001 году, на начало 2003-го владела 6 точками в городе. На сегодняшний день сеть включает 139 точек, из которых 4 находятся в самом центре - на Невском проспекте. Средняя площадь магазинов – от 50 до 200 кв. метров, ассортимент включает широкое разнообразие мясо-молочной продукции.

Цены на мясо

Средняя потребительская цена на говядину в 2009 году составила 200,14 руб./кг, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 12,9%. Средняя потребительская цена на говядину в первой половине 2010 года составила 202,55 руб./кг, увеличившись с 2009 года на 1,18%. Средняя потребительская цена на свинину в 2009 году составила 203,94 руб./кг, по сравнению с 2008 годом увеличившись на 14,3%. Средняя потребительская цена на свинину в первой половине 2010 года уменьшилась по сравнению с 2009 годом на 1,3% и составила 201,29 руб./кг.

По прогнозам экспертов, в 2010 году можно ожидать некоторого падения цен из-за усиливающейся конкуренции отечественных производителей и увеличения предложения на рынке. Чтобы продажи были на хорошем уровне, производители будут вынуждены сдерживать цены или даже опускать их. Главной гарантией сдерживания роста цен является развитие собственного производства, которое будет нивелировать проблемы, которые возникают во внешней торговле.

Потребительские предпочтения

В среднем мясо потребляют 92% населения России. Чаще всего потребители Петербурга приобретают мясо раз в неделю - 50%, либо 1-2 раза в месяц (рис. 5).

Наибольшую долю в структуре потребления мяса занимает мясо птицы – 44% (рис. 6).

На втором месте находится свинина – 30%, говядина на третьем – 20%. На баранину и телятину приходится примерно по 1%, на крольчатину – 0,7%.

Финансовый кризис оказал влияние на потребительские предпочтения населения. Прогнозируется дальнейшее увеличение потребления мяса птицы и свинины и уменьшение потребления говядины. Для сравнения: в 2002 году доля мяса птицы составляла 32%, свинины – 31%, говядины – 34%.

Наибольшее внимание потребители уделяют свежести мяса - 32,9% респондентов, степени мягкости - 16,1% и сочности - 8,7%. Большинство потребителей предпочитают приобретать продукцию отечественных производителей, при этом не имеет значения, кем именно она была выпущена.

В ближайшие годы потребители будут обращать больше внимания на безопасность и качество, структуру и содержание/отсутствие различных растительных белков и примесей в мясопродукции, страну происхождения, условия ее транспортировки и хранения, в связи с этим более востребованными станут свежая и охлажденная говядина, свинина и птица отечественного производства.

Большинство потребителей предпочитают приобретать мясо вразвес - около 60%; лишь 40% потребителей приобретают упакованное мясо. Основным мотивом такого выбора является то, что без упаковки легче оценить внешний вид и качество мяса. В то же время стремительное развитие и внедрение новых технологий в упаковке охлажденной продукции позволяет увеличить срок хранения и реализации, при этом сохраняя качество и внешний вид товара.

Что касается предпочтений потребителей по виду упаковки, то наибольшим спросом пользуется продукция в лотках и в полиэтиленовых пакетах. Незначительная доля потребителей покупает мясо, чаще свинину, в ведерке. Как правило, в такой упаковке приобретается мясо для шашлыка. Остальные потребители выбирают мясо в пленке и вакуумной упаковке.

Заключение

Таким образом, рынок розничной торговли мясом активно развивается и характеризуется наличием свободной емкости ввиду уровня потребления мяса ниже рекомендуемых норм. Наиболее быстрыми темпами растет сегмент охлажденного мяса. В будущем прогнозируется рост мясного рынка примерно на 5% в год в натуральном выражении при одновременной стабилизации уровня цен. При этом увеличится потребление мяса птицы и свинины и уменьшится потребление говядины.

 

Любовь Алексеева,
аутсорсинговая компания "Профессиональные комплексные решения"

В статье использовались данные Министерства сельского хозяйства, Института аграрного маркетинга, официальные данные Росстата, расчетные данные ПКР.