Организация производства по восстановлению коммерческих шин: оборудование и технология
Под восстановлением шин понимается процесс их капитального ремонта; и его проведение является перспективным ввиду того, что:
- восстановление шин дает возможность предложить потребителю качественные восстановленные шины стоимостью на 25-30% ниже от стоимости новых. При этом гарантируется высокий пробег восстановленной шины, равный пробегу новой;
- восстановление изношенной шины представляет собой экономическую альтернативу приобретению новых шин, и позволяет автопаркам экономить значительные суммы;
- уменьшение мусорных свалок старых шин;
- уменьшение загрязнения окружающей среды вредными продуктами горения резины;
- экономия в среднем 52 литров сырой нефти, которые должны быть израсходованы на производство новой шины.
Капитальный ремонт шин применим только к «коммерческим» шинам для грузовых автомобилей, строительной техники и автобусов, имеющих прочный цельнометаллический каркас. Кроме этого, стоимость легковых шин на порядок ниже, чем грузовых, и соответственно полная замена легковых шин, как правило, не несет значительных финансовых затрат.
Технология восстановления шин
В настоящее время наиболее распространены две технологии восстановления шин – горячая технология и холодная технология.
Ниже представлен краткий сравнительный анализ двух технологий восстановления шин:
- горячая технология восстановления покрышки требует:
- наличия вулканизатора;
- наличия отдельных пресс-форм для каждого диаметра шин. Оборудование для этого метода требует ощутимых затрат. Сырье для данного метода – сырая резина обходится дешевле протектора для холодной технологии;
- холодная технология восстановления покрышки требует относительно меньших затрат (по сравнению с горячей технологией), но расходный материал (протектор в виде кольца или ленты, надевающийся на покрышку) стоит гораздо дороже сырой резины для горячей технологии;
- горячая технология используется только при производстве большого потока покрышек одного типоразмера;
- холодная технология позволяет работать с покрышками различных типоразмеров.
Преимуществами холодной технологии восстановления шин являются:
- требуемое качество при ремонте достигается благодаря невысокой температуре вулканизации протектора – от 100 до 115 оС. При более высоких температурах (горячая технология), восстанавливаемый каркас теряет свои качественные характеристики и срок эксплуатации такой шины намного ниже, чем у новой;
- при горячей технологии шина теряет возможность быть отремонтированной второй, третий, четвертый раз;
- по сравнению с оборудованием для горячей технологии, оборудование, применяемое при холодной технологии, более простое, дешевое, экологически чистое;
- оборудование для холодной технологии ремонта протектора более универсальное. Не требуются дорогостоящие пресс-формы на каждый типоразмер и особый рисунок протектора, как при горячей технологии. Достаточно иметь несколько типов протекторных лент для эксплуатации шины в различных условиях;
- предлагаемые производителями протекторные ленты и кольца для холодной технологии ремонта шин позволяют получить шины практически с любым заданным рисунком, любой ширины и глубины, для самых разных условий работы (региональные и дальние перевозки, внутригородские поездки и т.д.).
В пользу холодной технологии ремонта также говорит и то, что крупнейшие мировые производители шин Michelin, Bridgestone (торговая марка Bandag), Nokian Tyres (торговая марка Noktop) наряду с выпуском новых шин выпускают большое количество протекторных лент самых разных типоразмеров для применения в процессе восстановления шин холодным методом.
Технологию холодного ремонта можно также условно разделить на вариант с использованием протекторной ленты и вариант с использованием протектора в виде готового кольца с предвулканизированным слоем (одно из главных достоинств данной технологии заключается в значительном сокращении рабочего времени на этапе монтажа нового протектора и соответственно в этом случае увеличивается производительность завода по восстановлению шин).
Стандартный набор оборудования для восстановления шин по холодной технологии, как правило, включает в себя следующие станки и приспособления:
- Стенды для визуальной проверки (обследования) каркасов шин и последующего их ремонта; дополнительно рекомендуется для обнаружения скрытых повреждений каркаса и предупреждения разрушения каркаса применять оборудование для проведения неразрушающего контроля.
- Шероховальные станки для снятия старого (изношенного) протектора с каркаса.
- Монорельсовые системы для перемещения подготовленных (отшерохованных) каркасов.
- Оборудование для монтажа протекторных лент или протекторных колец.
- Стенды для надевания энвелопов (резиновых конвертов).
- Стенды для подготовки протекторной ленты.
- Приспособления для нарезки сырой резины.
- Монорельс для перемещения подготовленных шин (с надетыми энвелопами).
- Автоклав для вулканизации шин.
- Оборудование для проверки качества восстановленных шин.
Статья отображается не полностью