Август 2018
Производители и анализ рынка резиновой крошки в России

Производители и анализ рынка резиновой крошки в России

Рециклинг автомобильных шин: резиновая крошка, шинный регенерат и другие продукты переработки

Потребность в утилизации покрышек в России изменяется пропорционально росту производства и использования автомобильных шин. Шинная промышленность в последние годы демонстрирует умеренный последовательный рост, развивается производство грузовых цельнометаллокордных шин. По данным инвестиционно-аналитической группы "ПКР", расчет образования изношенных покрышек показывает, что в России в 2017 году при общем числе транспортных средств в 54,2 млн ед. (из которых 6,5 млн грузовых) годовой объем изношенных покрышек составляет 94,2 млн ед.

Объем изношенных автомобильных шин в России

Рынок переработки находится в стадии развития. Уровень загрузки мощностей значительно отличается по предприятиям. Совокупные мощности специализированных заводов по переработке автомобильных шин и прочих резинотехнических изделий оцениваются на уровне 350-390 тыс. тонн. Основная часть российских предприятий по переработке шин обладает мощностью по переработке сырья до 5 тыс. тонн в год. Перерабатывается порядка 25% отходов шинной промышленности.

Доля переработки автомобильных шин в России

Переработка шин и производство резиновой крошки

Территориальная концентрация производств неравномерна по регионам. Большинство производителей резиновой крошки сосредоточены в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах.

По данным инвестиционно-аналитической группы "ПКР", крупнейшими российскими предприятиями по переработке изношенных шин являются заводы «Орис Пром» (Москва), «Чеховский регенератный завод» и «Дмитровский завод РТИ» (Московская область), «Волжский регенератно-шиноремонтный завод» (Волгоградская область).

Основные регионы-производители резиновой крошки в России

Основной и наиболее успешный коммерческий продукт, представленный на рынке переработки шин, – это резиновая крошка. Рынок продуктов пиролизной переработки отстает в развитии на 5‑7 лет.

Анализ рынка резиновой крошки

Российский рынок резиновой крошки до недавнего времени отличался доминированием зарубежной, по большей части европейской, продукции. Например, в 2013 году лидирующие позиции по импорту резиновой крошки в Россию принадлежали странам Евросоюза. К 2017 году их заменили Беларусь (до 77% импорта) и Китай (7%).

В последние годы рынок взял ориентир на импортозамещение. На сегодняшний день практически весь произведенный в России объем резиновой крошки потребляется на внутреннем рынке или экспортируется в виде продуктов более глубокой переработки, готовыми изделиями. Доля экспорта резиновой крошки в объеме производства все еще мала, но растет высокими темпами – с 154 тонн в 2013 году до 634 тонн в 2017 году. Отдельно в структуре продуктов следует отметить тренд в сторону увеличения внутреннего производства шинного регенерата.

Объем экспорта резиновой крошки в России

На сегодняшний день на рынке присутствует достаточное количество различных видов нового высокопроизводительного оборудования, и российские предприятия даже в сложившихся экономических условиях готовы расширять масштабы производства и совершенствовать применяемые технологии; существует пул компаний, готовых диверсифицировать свою деятельность по переработке открытием бизнеса по переработке отходов именно шин.

Основные сдерживающие факторы развития производств – это отсутствие централизованной системы сбора изношенных покрышек, высокозависимый от государственного заказа рынок сбыта, а также низкая до недавнего времени инвестиционная привлекательность переработки.

В настоящее время интерес к отрасли переработки и утилизации шин вызван государственными требованиями и программами поддержки экологизации производства в России, однако представители отрасли пока крайне осторожны в оценках положительных последствий введения государственных механизмов регуляции рынка в существующем виде.

Подробное описание проекта, для которого выполнялся анализ рынка: Рынок резиновой крошки и продуктов ее переработки в России

Новость об успешном завершении проекта