Рынок пластиковых электронных проездных билетов
Рынок преимущественно российскийПроездной билет – транспортный ресурс в виде записанной в память электронного средства оплаты проезда (ЭСОП) информации о правах пользователя АСОП на осуществление поездок в определенных видах транспорта общего пользования.
АСОП - автоматизированная система оплаты проезда на пассажирском транспорте общего пользования с использованием электронной транспортной карты.
Объем и структура рынка
Основной рост рынка электронных проездных билетов пришелся на 2018 год, когда Московский метрополитен заменил большую часть бумажных билетов электронными проездными билетами.
С 2018 года российский рынок электронных проездных билетов демонстрирует относительную стабильность, за исключением значительного снижения на 34% в 2019 году. Снижение наблюдалось в закупках Московского метрополитена – с ░░ млн в 2018 году до ░░ млн в 2019.
Снижение объема закупок электронных проездных билетов было связано с попыткой активного внедрения альтернативных форм-факторов проездных – браслетов и брелоков. Однако в 2020 году ситуация восстановилась до уровня 2018 года – очевидно, что инициатива Московского метрополитена не встретила массовой поддержки.
На рынке электронных проездных билетов импорт в период 2015-2019 гг. продемонстрировал положительную динамику, увеличившись на ░░%. Максимальный рост ввоза продукции в РФ был в 2018 году, объем поставок увеличился на ░░% по сравнению к прошлому году.
Рейтинг крупнейших стран импорта в Россию в 2019 году возглавляли Китай, ░░░░, ░░░░, ░░░░ и ░░░░.
Объем рынка электронных проездных билетов в России составил в 2020 году ░░ млн шт.
Производство
На рынке транспортных карт представлено ограниченное количество производителей, при этом от года к году лидеры меняются в зависимости от победы в открытых тендерах. Так в 2019 году одним из лидеров являлась компания ░░░░ (░░░░), но в 2020 году компания уступила лидирующие позиции в сегменте другим компаниям.
Потребление
К основным заказчикам бесконтактных проездных билетов относятся крупные государственные транспортные компании.
При этом основным потребителем является метрополитен, реализующий транспортные карты, используемые также и в наземном транспорте. В связи с отсутствием уникальных электронных транспортных карт, предполагающих использование только на одном виде транспорта, сегментацию рынка возможно осуществить только по потребителям.
В Москве в качестве Единого электронного билета выступает транспортная карта «Тройка». «Тройка» является самой популярной транспортной картой в Европе. На руках москвичей и гостей столицы — более ░░ миллионов экземпляров.
Особенностью рынка является значительная доля монополистов в области поставок транспортных карт – как среди потребителей, так и среди поставщиков. Основной потребитель – МУП «Московский метрополитен» проводит закупку через открытый конкурс, однако ежегодно поставщиком оказывается ░░░░. 50% этой компании принадлежат ГУП «Московский метрополитен» и входящей в структуры ░░░░ ░░░░.
Тенденции и перспективы рынка
Данный рынок характеризуется высокой скоростью технологических внедрений и инноваций.
Основная проблема, затрагивающая практически все информационные системы, включая карточные решения, – это выбор модели развития системы на основе открытых или частных решений.
Для удовлетворения этого спроса прогрессивные операторы общественного транспорта внедряют современные транспортные экосистемы, охватывающие значительные территории и предоставляющие широкие возможности по оплате проезда с использованием инновационных и безопасных технологий, создавая высокий уровень комфорта и безопасности для пассажиров.
Согласно исследованиям, проведенным аналитической компанией Boston Consulting Group в период с декабря 2019 по июнь 2020 года, жители России – одни из самых активных граждан, отказывавшихся от наличных платежей в пользу безналичных. По этому показателю наша страна стала четвертой в мире. Немалую роль в переходе на безналичные платежи сыграли ограничения, введенные в связи с борьбой с распространением коронавирусной инфекции.
То есть, основная форма использования проездных билетов в будущем – это электронный бесконтактный формат, который должен заменить собой все существующие носители.
Более того, развитие повсеместного использования именно электронного бесконтактного формата оплаты (использование транспортных смарт-карт) позволит в будущем осуществлять инновации в сфере транспорт.
Читайте нас в Telegram