Рынок сбора и переработки изношенных автомобильных шин
перерабатывается 35% образующихся шинных отходовСмежные рынки: Рынок автомобильных шин, Рынок шинного корда, Рынок резиновой крошки
Изношенные автомобильные покрышки являются значимым сырьем вторичной переработки: амортизированная шина содержит 65-70% резины, 15-25% технического углерода, 10-15% высококачественного металла. Эффективная утилизация шинных отходов способствует сохранению природных ресурсов ценного сырья и развитию ресурсосберегающих технологий, обеспечивает высокую рентабельность перерабатывающих производств, а также повышает уровень экологической обстановки.
Формирование изношенных шин в РФ
За последнее десятилетие парк транспортных средств в России увеличился на 33%. В 2019 году его объем оценивается в более чем ░░ млн автомобилей. В соответствии с данной тенденцией автопарка, наблюдается динамичный рост накопления автомобильных покрышек. Среднегодовой объем образования изношенных автопокрышек в России варьируется от ░░░ до ░░░тыс. тонн.
Структура образования покрышек под утилизацию по типам транспортных средств коррелируется с объемами автопарка сегментов: наибольшее количество изношенных шин, около ░░░ тыс. тонн, формируется от легковых автомобилей, доля составляет более 62% в общей массе образования шинных отходов. Второе место занимают шины грузовых автомобилей – доля данной категории оценивается в ░░%, более ░░░ тыс. тонн. Амортизированные покрышки пассажирского транспорта составляют ░%, около ░░ тыс. тонн.
Лидерами по объемам накопления изношенных шин являются Центральный (около ░░ тыс. тонн) и Приволжский федеральные округа (около ░░░ тыс. тонн). На третьем месте Сибирский ФО – ░░░ тыс. тонн. Минимальный объем шинных отходов зафиксирован в Дальневосточном ФО – ░░ тыс. тонн.
Переработка автомобильных покрышек в РФ
Объем переработки покрышек, утративших потребительские свойства, составляет примерно ░░% от количества образованных шинных отходов. Данный процент формируется на основе следующих показателей:
- ░░-░░% из общего числа образуемых в сегменте шин сдает население (b2c сегмент)
- ░░-░░% изношенных покрышек сдают организации (b2b сегмент)
Таким образом, средневзвешенный объем сдаваемых шин – это ░░% от общего числа образуемых изношенных шин.
Низкий процент сдачи от населения свидетельствует о низкой экологической сознательности, и обоснован отсутствием мер пресечения за накопление изношенных шин – отходов. При этом, организации обязуются сдавать шины на переработку, так как хранение отходов является лицензируемым видом деятельности.
Деятельность по утилизации, сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию и размещению автомобильных шин, как отходов IV класса опасности, является обязательной к лицензированию. Лицензирование осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ и "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 № 99-ФЗ.
Основными методами утилизации автомобильных шин, утративших эксплуатационные характеристики, являются:
- механическое дробление;
- ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░.
До 2019 года основным методом утилизации шинных отходов было захоронение их на специализированных полигонах, но с 2019 года данный метод был запрещен. Несмотря на это, объем «захоронения» шин в виде несанкционированных свалок и скоплений на общественных площадках складирования бытовых отходов остается на высоком уровне. Сегодня самым распространенным методом переработки шинных отходов в РФ является механическое дробление – измельчение в резиновую крошку.
Основными вторичными продуктами, формирующиеся в процессе переработки изношенных шин в России, являются: текстильный корд, металлокорд, резиновая крошка, пиролизная жидкость.
Компании отрасли переработки шин
В России самыми крупными компаниям-переработчиками шинных отходов являются:
- ЗАО «Волжский регенератношиноремонтный завод» (Волгоградская область);
- ОАО «Чеховский регенератный завод» (Московская область);
- ООО ░░░░░░░░░░░░;
- ЗАО ░░░░░░░░░░░░░░ (Владимирская область).
Данные предприятия перерабатывают порядка 60% от общего объема образующихся изношенных шин в России. Производственные мощности большинства отечественных компаний по переработке изношенных шин варьируются около ░ тыс. тонн в год.
Преимущественно перерабатывающие организации осуществляют бесплатный прием изношенных шин от населения. Некоторые предприятия по утилизации стимулируют передачу использованных покрышек денежным вознаграждением: ценность может варьироваться от ░░ до ░░ руб. за шину в зависимости от радиуса. Прайс утилизации для юридических лиц составляет в среднем от ░ до ░ тыс. руб. за тонну.
Инвестиционные проекты в отрасли утилизации шинных отходов
В отрасли переработки отходов, по состоянию на декабрь 2020 года по данным информационного Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России» реализуется более 140 проектов. В таблице далее представлены крупные инвестиционные проекты отрасли переработки шинных отходов, находящихся в активных стадиях:
Инвестиционные проекты в отрасли утилизации шинных отходов
Описание проекта |
Инвестор |
Местоположение |
Объем инвестиций |
Стадия проекта |
Срок реализации |
ООО «Сервис Услуг» | Самарская область | ░░░ млн руб. | Планирование | 2019-2024 | |
ООО «ГК КОЛТЕК» | Приморский край | ░░░ млн руб. |
Предпроектные проработки |
2020-2023 | |
ООО «МНГС» | Республика Башкортостан | ░░░ млн руб. |
Предпроектные проработки |
2020-2022 | |
Создание производства по переработке отходов, в том числе изношенных шин |
ООО «НПП «ЭКО-КУЗБАСС» | Кемеровская область | ░░░ млн руб. | Предпроектные проработки | 2020-2022 |
ООО «ЭКСПЕРТИЗПРОМ» | Костромская область | ░░░ млн руб. | Строительство | 2020-2020 |
Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на декабрь 2020 года
Читайте нас в Telegram