Запрос на скачивание аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить отчет в формате pdf

* Обязательные для заполнения поля.
Проблемы разработки и реализации регионального инвестиционного проекта (РИП)

Проблемы разработки и реализации регионального инвестиционного проекта (РИП)

Смежные статьи: Регионы, предоставляющие льготы для участников РИПСтатус участника РИП

Наличие регионального законодательства, полномочия субъектов

Для возможности реализации инструмента РИП требуется наличие соответствующей региональной нормативно-правовой базы, включающей в себя порядок принятия решений о включении организации в реестр участников РИП и предусмотренные для участников налоговые льготы.

Степень развитости инвестиционного законодательства в регионах, а также скорость принятия соответствующих нормативно-правовых актов по факту выхода той или иной федеральной меры поддержки, непосредственно связанной с инвестиционной активностью, на сегодняшний день недостаточны. Так, помимо 14 регионов, поименованных в НК РФ, соответствующее законодательство предусмотрено только в 22 субъектах РФ. Зачастую субъекты имеют собственное инвестиционное законодательство, однако в связи с вступлением в силу 302-ФЗ от 03.08.2018 г., который упраздняет полномочия субъектов устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль организаций за исключением случаев, поименованных в главе 25 НК РФ, отсутствие РИП в таких регионах существенно снижает их инвестиционную привлекательность.

Важно отметить, что помимо требований, перечисленных в НК РФ, законодательство субъектов РФ может устанавливать дополнительные требования: повышать минимальный объем капиталовложений, а также вводить дополнительные ограничения для участников, такие как: соответствие критерию бюджетной эффективности (Пензенская область), создание новых рабочих мест (Удмуртская республика), поддержание определенного среднемесячного уровня заработной платы (Владимирская область) и др. Наделение субъектов полномочиями устанавливать дополнительные требования негативно отражается на инвестиционной привлекательности, так как не позволяет в полной мере осуществлять меры поддержки инвестиционной деятельности, установленные на федеральном уровне.

Срок осуществления капвложений в рамках РИП

Касательно сроков осуществления капитальных вложений имеется неопределенность в части практического применения. Законодатель четко разграничил период осуществления инвестиций, а также не определил, что именно является фактом осуществления инвестиций. Так, например, в случае, если фактом осуществления инвестиций считается осуществленная оплата (например, дата платежного поручения), а объем капвложений по проекту менее 500 млн руб., то ситуация может выглядеть следующим образом:

Срок осуществления капвложений в рамках РИП

Таким образом, часть платежей – со дня включения организации в реестр – может быть включена в капитальные затраты РИПа, другая часть платежей – остается за рамками проекта. Предпочтительнее было бы включать в проект инвестиции, осуществленные в течение любых 3 (5) лет подряд, но не ранее 1 января 2016 года.

Налоговая база для применения льгот по РИП

В редакции НК РФ от ноября 2019 года у инвесторов появилась возможность претендовать на льготу по налогу на прибыль в том числе в случае реализации нового проекта на базе уже существующего производства. Ранее Налоговым Кодексом предъявлялось требование об обеспечении за счет РИП не менее 90% всех доходов организации. Внесенные поправки существенно расширили потенциальный круг участников РИП.

В текущей редакции предполагается 2 пути реализации права на льготу по налогу на прибыль:

  1. Льготу можно применять ко всей налоговой базе – при условии, что РИП обеспечивает не менее 90% всех налогооблагаемых доходов организации
  2. Льгота распространяется только на налоговую базу от деятельности в рамках РИП – согласно раздельному учету доходов и расходов организации.

Законодатель отмечает, что выбранный способ определения налоговой базы должен быть закреплен в учетной политике и не подлежит изменению в течение срока действия статуса участника регионального инвестиционного проекта.

Раздельный учет доходов и расходов

Законодатель предписывает обязательное ведение раздельного учета доходов и расходов по проекту (п. 1 ст. 288.2 НК РФ) для участников РИП.

Наибольшая трудность раздельного учета заключается в том, что ни Налоговый кодекс РФ, ни нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет, не содержат норм или методик организации раздельного учета доходов и расходов. Таким образом, разработать регистры для учета деятельности по РИП организация должна самостоятельно. Утвердить применение разработанных форм необходимо в учетной политике. Технически учет можно организовать путем открытия дополнительных субсчетов к счетам учета доходов и расходов.

Отметим, что из-за новизны инструмента в настоящий момент отсутствуют также какие-либо практически применимые разъяснения Минфина или судебная практика по вопросу раздельного учета при реализации РИП. Тем не менее, можно опираться на практику применения инструмента, ближайшего по требованиям к учету – например, реализация проектов на территории ОЭЗ в Калининградской области. В соответствии с пунктом 2 статьи 288.1 НК РФ резиденты ОЭЗ могут использовать налоговые льготы при условии ведения раздельного учета.

Наиболее простой задачей выглядит формирование раздельного учета для проекта с цельным и обособленным от текущей деятельности технологическим процессом. В таком случае методика учета доходов и производственной себестоимости будет легко доказуема в случае возникновения сомнений у проверяющих органов. Расходы, которые нельзя непосредственно отнести на затраты по конкретному виду деятельности, по общему правилу распределяются пропорционально доле доходов от проекта в общей сумме.

В случае реализации проекта по модернизации текущего производства продукции, когда в связи с особенностями технологического процесса невозможно точно определить прямые затраты, приходящиеся на продукцию проекта, ситуация требует иного подхода. Суды в спорах организаций с налоговыми органами (на практике резидентов ОЭЗ) в таких случаях признают возможность вести раздельный учет затрат пропорционально доле выручки от реализации проектной продукции в общем объеме выручки. Более того, отсутствие регистров бухгалтерского учета и аналитических регистров налогового учета, подтверждающих раздельный учет, суд не считает нарушением требования о ведении раздельного учета (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.10.2004 N А52/1230/2004/2).

Важно отметить, что, согласно судебной практике, если основание для ведения раздельного учета (в нашем случае это может быть включение в реестр участников РИП) возникло в середине финансового года, это не означает, что в расчете налога на прибыль за год инвестиционные расходы до начала ведения раздельного учета можно посчитать прочими. Например, если проценты по инвестиционному кредиту организация начала платить в феврале, а участником РИП стала в мае, то расходы на проценты за февраль-май также уменьшают годовую льготную налогооблагаемую базу (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.09.2016 N Ф07-7308/2016 по делу N А21-9571/2014).

Что касается доходов от реализации РИП, стоит отметить, что в утвержденной форме инвестиционной декларации (подается в составе документов на включение в реестр) предусмотрено указание наименования и кодов ОКПД производимых товаров. Доходы от реализации именно этой номенклатуры предполагается учитывать для расчета льготной налогооблагаемой базы.

Налоговый контроль

Применение налоговых преференций участниками РИП может вызвать дополнительный интерес налоговых органов. Важно понимать, что налоговый орган будет проверять не только корректность исчисления налогов с применением льгот, но и соответствие организации и ее проекта всем предъявляемым требованиям. Налоговый кодекс РФ в этой связи предоставляет проверяющим дополнительные полномочия.

В рамках проведения камеральной проверки деклараций налоговый орган вправе истребовать у участника РИП сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации РИП требованиям к РИП и (или) их участникам, установленным законодательством, в том числе региональным (п. 12 ст. 88 НК РФ).

Для определения особенностей проведения выездной проверки для участников РИП в НК РФ выделена отдельная статья - ст. 89.2, устанавливающая следующие особенности:

  • если капитальные вложения были осуществлены в срок, не превышающий 5 лет с даты включения организации в реестр, налоговая может проверить только период не дальше 5 лет до принятия решения о проведении проверки;
  • при вложениях свыше 500 млн организация обязана обеспечить хранение налоговых, бухгалтерских и иных документов, необходимых для расчета налогов с использованием льгот;
  • организация, применяющая льготные ставки по налогу на прибыль, на протяжении всего срока применения таких налоговых ставок должна обеспечивать сохранность данных бухгалтерского, налогового учета и других документов.

Указанные особенности также распространяются на организации, статус участника РИП которых прекращен.