Запрос на скачивание аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить отчет в формате pdf

* Обязательные для заполнения поля.
05.12.2019
Статус участника регионального инвестиционного проекта (РИП)
Скачать PDF
Статус участника регионального инвестиционного проекта (РИП)

Статус участника регионального инвестиционного проекта (РИП)

Условия региональных инвестиционных проектов (РИП)

Согласно текущему законодательству региональным инвестиционным проектом (РИП) признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров, при этом РИП не может быть направлен на добычу и/или переработку нефти, природного газа, производство подакцизных товаров и осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 0%. Понятия и основные требования к РИП закреплены в Налоговом кодексе. Присвоение статуса участника РИП дает право на применение налоговых льгот.

 В соответствии с НК РФ (глава 3.3. НК РФ, глава 25 ст. 284.3 НК РФ) РИП должен удовлетворять ряду требований, в том числе:

  1. Производство товаров в результате реализации РИП осуществляется:
  • исключительно на территории одного из субъектов РФ, утвержденных в НК РФ (в т.ч. Республика Тыва, Забайкальский край, Магаданская область и пр., далее – поименованные регионы)
  • на территории другого субъекта, имеющего соответствующую нормативно-правовую базу
  1. Объем капвложений и сроки:

Объем инвестиций

Срок осуществления инвестиций

≥ 50 млн руб. без НДС

в течение 3 лет со дня включения организации в реестр участников РИП

или

за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.

≥ 500 млн руб. без НДС

в течение 5 лет со дня включения организации в реестр участников РИП

или

за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

  1. Каждый региональный проект реализуется единственным участником
  2. Инструмент РИП рассчитан в первую очередь на создание новых производств – для применения налоговых льгот 90% доходов организации должно быть получено от реализации проекта (п. 1 ст. 284.3 НК РФ).

Проблемы разработки и реализации РИП

Наличие регионального законодательства, полномочия субъектов

Для возможности реализации инструмента РИП требуется наличие соответствующей региональной нормативно-правовой базы, включающей в себя порядок принятия решений о включении организации в реестр участников РИП и предусмотренные для участников налоговые льготы.

Степень развитости инвестиционного законодательства в регионах, а также скорость принятия соответствующих НПА по факту выхода той или иной федеральной меры поддержки, непосредственно связанной с инвестиционной активностью, на сегодняшний день недостаточны. Так, помимо 14 регионов, поименованных в НК РФ, соответствующее законодательство предусмотрено только в 17 субъектах РФ. Данное обстоятельство снижает общую инвестиционную привлекательность России и отдельных регионов в частности.

На сегодняшний день, по инициативе инвесторов и при содействии ПКР ведется разработка законодательства в Курганской и Ленинградской областях.

Важно отметить, что помимо требований, перечисленных в НК РФ, законодательство субъектов РФ может устанавливать дополнительные требования: повышать минимальный объем капиталовложений, а также вводить дополнительные ограничения для участников, такие как: соответствие критерию бюджетной эффективности (Пензенская область), создание новых рабочих мест (Удмуртская республика), поддержание определенного среднемесячного уровня заработной платы (Владимирская область) и др. Наделение субъектов полномочиями устанавливать дополнительные требования негативно отражается на инвестиционной привлекательности, так как не позволяет в полной мере осуществлять меры поддержки инвестиционной деятельности, установленные на федеральном уровне.

Срок осуществления капвложений в рамках РИП

Касательно сроков осуществления капитальных вложений имеется неопределенность в части практического применения. Законодатель четко разграничил период осуществления инвестиций, а также не определил, что именно является фактом осуществления инвестиций. Так, например, в случае, если фактом осуществления инвестиций считается осуществленная оплата (например, дата платежного поручения), а объем капвложений по проекту менее 500 млн руб., то ситуация может выглядеть следующим образом: 

Таким образом, часть платежей – со дня включения организации в реестр – может быть включена в капитальные затраты РИПа, другая часть платежей – остается за рамками проекта. Тем не менее, законодатель предписывает обязательное ведение раздельного учета доходов и расходов по проекту (п. 1 ст. 288.2 НК РФ), однако, не ясно, каким образом должно выполняться данное условие, в случае, если только часть платежей включена в проект.

Предпочтительнее было бы включать в проект инвестиции, осуществленные в течение любых 3 (5) лет подряд, но не ранее 1 января 2016 года.

Доходы в рамках РИП должны составлять более 90% всех доходов

Новые инвестиционные проекты, также нуждающиеся в господдержке, чаще всего реализуются на базе действующих предприятий. В первую очередь, данное обстоятельство обусловлено большей вероятностью привлечения финансирования, соответствующим опытом производства, имеющимися компетенциями и знанием относительно схожих рынков сбыта, узнаваемостью бренда. Кроме того, часто для целей функционирования бизнеса создается несколько компаний – компании – балансодержатели, компании – торговые дома, производственные компании.

Таким образом, требование о том, что участник РИП (а каждый РИП реализуется единственным участником, ст. 25.8 НК РФ) вправе применять налоговые льготы при условии, что доходы от реализации в рамках РИП составляют не менее 90% всех доходов организации, существенно ограничивает возможность применения данного инструмента при осуществлении технического перевооружения, модернизации или расширении производства (несмотря на это, ст. 25.8 НК РФ предусматривает при определении объема капвложений учитывать затраты на техническое перевооружение, реконструкцию зданий, модернизацию основных средств). Кроме того, в связи с вступлением в силу 302-ФЗ от 03.08.2018 г., который упраздняет полномочия субъектов устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль организаций за исключением случаев, поименованных в главе 25 НК РФ, законодатель четко устанавливает налоговые меры поддержки только в части создания новых производств, регионы впредь не смогут активно поддерживать модернизацию или расширение производств.

В этой связи, логичнее было бы применять налоговые льготы в отношении прибыли, образующейся в результате реализации РИП, при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по проекту.

Налоговые льготы региональных инвестиционных проектов (РИП)

Налог на прибыль для участников РИП

Налоговый кодекс предусматривает льготу по налогу на прибыль для участников РИП, а именно:

Ставка по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет:

  • для поименованных регионов – 0% на 10 лет;
  • для прочих регионов – 0% на срок применения пониженной ставки к уплате в региональный бюджет.

Ставка по налогу на прибыль, уплачиваемому в региональный бюджет:

  • для поименованных регионов - 0-10% в течение первых 5 лет, не менее 10% - в течение следующих 5 лет (устанавливается региональным законодательством);
  • для прочих регионов – до 10%, срок устанавливается региональным законодательством.

Наиболее часто устанавливаемый регионами срок предполагает окончание действия налоговой льготы в период, когда сумма экономии по налогу на прибыль достигнет объема капитальных вложений. Однако некоторые регионы предполагают другой порядок определения: достижение суммы экономии по налогу на прибыль в размере 50% от объема капитальных вложений (Орловская область), включение в расчет экономии льготы по налогу на имущество (Московская область) или установление дополнительных ограничений – не более 5 лет (Мурманская область).

Налог на имущество для участников РИП

Налоговый кодекс не предусматривает льготы по налогу на имущество, однако субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать их по общему правилу. Так, например, Удмуртская Республика освобождает от налога участников РИП на срок до 10 лет.

Включение налоговой льготы по налогу на имущество в рамки РИП видится логичным, так как инвестору не приходится обращаться с одним и тем же инвестиционным проектом по различным направлениям мер господдержки (налоговые льготы по налогу на имущество для инвесторов широко распространены во многих регионах).

Сроки применения налоговых льгот для участников РИП

Важным отличием РИП от других местных мер поддержки инвесторов заключается в том, что инструмент описан в НК РФ и на него не распространяется действие 302-ФЗ, ограничивающего возможные сроки применения льготы по налогу на прибыль 2022 годом, однако налогоплательщики, вложившие менее 500 млн руб., утратят льготу по налогу на прибыль 1 января 2027 года, а вложившее 500 млн руб. и более - 1 января 2029 года.

Авторы:

  • Екатерина Веселова, руководитель проектов отдела корпоративных финансов
  • Александра Васильева, специалист отдела корпоративных финансов