Рынок упаковочных бумаг
Сокращение экспорта, несмотря на рост российского производстваСмежные рынки: Рынок гибкой упаковки, Рынок гофротары, Рынок полиэтиленовой пленки для упаковки, Российский рынок тарного картона
В настоящее время бумага – один из самых популярных материалов для упаковки. Производство упаковочной бумаги постоянно совершенствуется и внесение в целлюлозную пульпу всевозможных добавок дает возможность получать бумагу различных видов.
Важное свойство упаковочной бумаги - прочность. По сравнению с синтетическими материалами у бумаги есть несомненные преимущества: находящаяся в ней продукция лучше «дышит» и адаптируется к изменению влажности и температуры. Важным качеством упаковочной бумаги является способность хорошо впитывать влагу, что предохраняет содержащихся в ней продукты от отсыревания.
Упаковочная бумага в РФ производится согласно ГОСТ 8273-75.
Объем и структура рынка
Совокупный объем рынка упаковочных бумаг в натуральных величинах составляет ░░░ млн тонн в 2022 году.
За исследуемый период 2020-2022 гг. совокупный объем рынка упаковочных бумаг вырос на ░░░%, за счет роста объемов отечественного производства на ░░░% и снижения объемов экспорта на ░░░%.
В 2021 году на долю импорта приходился ░░░% всего рынка упаковочных бумаг в натуральном выражении, доля экспорта в объеме российского производства составляла ░░░%. В 2022 году на долю импорта также приходился 1% рынка упаковочных бумаг в натуральном выражении, доля экспорта в объеме российского производства сократилась и составила 12%.
Производство
Внутреннее производство упаковочных бумаг в РФ демонстрировало положительную динамику в 2020-2022 гг.
Крупнейшим производителем упаковочных бумаг в России является ░░░░░░░░░ – на долю данной группы компаний приходится ░░░% отечественного рынка.
Импорт и экспорт на рынке упаковочных бумаг
За анализируемый период 2020-2022 гг. наблюдался как прирост объема импортных поставок упаковочных бумаг в 2021 году, так и снижение объема поставок в 2022 году. Объем экспорта в период 2020-2022 гг. демонстрировал стабильное снижение.
Потребление
На сегодняшний день рынок упаковочных бумаг не только показывает положительную динамику и рост потребления, но развивается качественно в форме новых направлений использования, а также характеристик продукции. Целый комплекс факторов положительно влияет на рост потребления упаковки из гофрированного картона: рост российского производства различных групп потребительских товаров и снижение импорта, увеличение доли розничных сетей в общем товарообороте, активный рост объемов онлайн торговли, а также рост интереса к экологичной упаковке и сокращение использования пластиковых материалов.
Положительная динамика рынка упаковки во много обусловлена ростом пищевых производств на фоне реализации программы импортозамещения, снижением объемов поставок зарубежной продукции, повышением оборота розничной торговли и доли розницы в целом в товарообороте.
Гофроупаковка в первую очередь выполняет роль транспортной тары, поэтому основной объем потребления продукции приходится непосредственно на производителей продукции. В структуре потребления около ░░░% приходится именно на упаковку пищевых продуктов.
Инвестиционные проекты
По данным Цифровой платформы Инвестиционные проекты России, в России по состоянию на июль 2023 года в подотрасли потребления «Пищевая промышленность» на активной стадии реализуются ░░░ проектов на сумму ░░░ млрд рублей (не включая проекты, находящиеся на стадиях "Приостановлен", "Отменен", "Введен в эксплуатацию").
Крупнейшими инвесторами в проекты на активной стадии (не включая проекты, находящиеся на стадиях "Приостановлен", "Отменен", "Введен в эксплуатацию") являются: Содружество (░░░% в суммарном объеме инвестиций), ░░░░░░░░░ (░░░%) и ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) (░░░%).
За период 2000 – 2023, в отрасли «Пищевая промышленность», в эксплуатацию было введено ░░░ проектов на сумму ░░░ млрд рублей.
Тенденции и перспективы рынка
На сегодняшний день возрастает роль упаковки, с характеристиками, подходящими под соответствующие задачи. Эксперты отмечают, что в настоящее время появилась выраженная потребность в создании тары, предназначенной именно для доставки. Упаковка для электронной торговли становится полноценным сегментом современного рынка.
Привычная для офлайн-магазинов зачастую не подходит для онлайн-продаж. Ее задача, прежде всего - выделиться на полке и сохранить потребительские свойства товара по пути из магазина до дома покупателя. Она может быть достаточно дорогостоящей сама по себе из-за особенностей дизайна и материалов и иметь неудобные для транспортировки форму и размеры. В случае же онлайн продукции упаковка должна быть достаточно прочной, чтобы сохранить продукцию до момента доставки покупателю и выдержать возможный возврат производителю или продавцу в случае несоответствия ожиданиям покупателя. При этом она должна иметь конфигурации, позволяющие быстро перемещать ее в рамках автоматизированной системы распределительных центров и складов.
По мнению аналитиков, рынок упаковки РФ – один из самых быстрорастущих сегментов экономики, в период с 2023 по 2025 годы рынок упаковки будет иметь устойчивую тенденцию к росту. Ключевыми факторами станут в первую очередь активизация импортозамещения, а также рост производства упаковки для выпуска пищевых продуктов. Эксперты отмечают, что в 2022 году ускорился тренд как на производство отечественной упаковки, так и экоупаковки. Экологичной считается упаковка, безопасная для продуктов питания, отвечающая критериям пригодности для вторичной переработки, возможности повторного использования и способности к биоразложению.
Читайте нас в Telegram