Рынок гибкой упаковки
динамика прироста рынка коррелирует с увеличением объемов пленокСмежные рынки: Рынок полиэтиленовой пленки для упаковки, Рынок пищевой одноразовой упаковки из полипропилена
Гибким упаковочным материалом является упаковка, форма которой, в отличие от жесткой упаковки, не имеет жесткой формы. Гибкая полимерная упаковка подразумевает использование пластиковых (полимерных) пленок, а также композитных материалов ПКМ, которые состоят из слоев полимера, алюминия (фольги), бумаги, и др.
Объем и структура рынка
Общий объем российского рынка упаковки оценивается в ░ трлн рублей. Полимерная упаковка в суммарном стоимостном объеме рынка упаковки занимает ░░%. Для сравнения, картонно-бумажная упаковка занимает тот же процент в общем объеме рынка упаковки.
В 2018 году объем российского рынка гибкой упаковки в натуральном выражении составил ░░ тыс. тонн. Динамика прироста рынка с 2010 по 2018 год коррелирует с увеличением объемов пленок, выпускаемых российскими предприятиями. Абсолютный прирост за эти годы составил ░░ тыс. тонн (40%). Пики роста пришлись на 2012 и 2015 годы – 13% и 6% соответственно.
В структуре российского рынка гибкой полимерной упаковки по материалам сегмент полиэтиленовых пленок (PE) является самым емким (43%). На втором месте – полипропиленовые пленки (PP, ░░%), на третьем – полиэтиленфталат (PET, ░░%). В ближайшие годы на рынке прогнозируется увеличение доли «сложных» пленок.
Производители на рынке
По оценкам Инвестиционно-аналитической ПКР, рынок гибкой полимерной упаковки с печатью характеризует высокая концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях и одновременно наличие большого количества малых предприятий различных форм собственности и отраслевой принадлежности. Доля десяти крупнейших компаний составляет почти 50% рынка.
Одной из особенностей отрасли является высокая концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях и одновременно наличие большого количества малых предприятий различных форм собственности и отраслевой принадлежности.
Производство полимерной пленки: оборудование и технология
Ниже представлены основные производители гибкой упаковки в РФ.
Потребление на рынке
Рынок сбыта гибкой полимерной упаковки сильно диверсифицирован. Продукция предназначена для упаковывания:
- пищевых продуктов;
- кормов для животных (сухих и жиро-влагосодержащих);
- фармацевтической продукции (в том числе сухих лекарственных форм);
- косметики и средств личной гигиены;
- бытовой химии;
- товаров технического, бытового и хозяйственного назначения;
- этикетирования потребительской тары с пищевыми продуктами (газированных и негазированных напитков, минеральной воды, питьевой газированной и негазированной воды, пива, растительного масла и т. д.).
Инвестиционные проекты
По данным Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России», в отрасли производства упаковки из полимерных пленок предоставлено несколько проектов, находящихся в настоящее время на стадии предпроектных проработок или строительства.
Инвестиционные проекты в отрасли производства гибкой упаковки
Описание проекта |
Инвестор |
Местоположение |
Объем инвестиций |
Стадия проекта |
Срок реализации |
Строительство завода по производству гибкой вакуумной упаковки |
Uflex Group | Московская область | ░░░ млрд руб. | Строительство | 2020 |
Расширение производства пищевой упаковки в сегменте термоформованных упаковочных изделий |
АО «Георг Полимер» | Московская область | ░░░ млн руб. |
Строительство |
2018-2022 |
ООО «Флекс Филмс Рус» | Московская область | ░░░ млрд руб. |
Предпроектные |
с 2018 | |
АО «НПО «Курганприбор» | Курганская область | ░░░ млн руб. | Предпроектные проработки |
2019-2020 | |
АО «Завод тарных изделий» | Ставропольский край | ░░░ млн руб. | Предпроектные проработки |
с 2018 | |
ООО «Росгранд» | Краснодарский край | ░░░ млн руб. | Предпроектные проработки |
с 2018 |
Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состоянию на апрель 2019 года
Тенденции рынка
Основными факторами роста российского рынка гибкой полимерной являются:
- Рост производства в отраслях потребления. В том числе за счет увеличения потребления конечными потребителями фасованной продукции, рост популярности товаров штучной расфасовки.
- Переход на гибкую упаковку в ряде отраслей потребления.
Доля упакованных товаров продолжает расти в отраслях, которые ранее не упаковывали свою продукцию - это строительные материалы, детали, метизы, рынок свежих продуктов (мясо, рыба и морепродукты, фрукты-овощи) и многое другое.
- Замена прочих упаковочных материалов на полипропиленовые и полистирольные пленки. И широкое внедрение пленок с барьерными свойствами, особенно коэкструзионных.
- Расширение применения технологий и упаковочных материалов для горячей фасовки пищевых продуктов. И внедрение оборудования и материалов для фасовки в модифицированной газовой атмосфере;
- Переход на обеспечение сырьем российского производства; ПЭТ пленки, БОПП пленки, неориентированные полипропиленовые пленки, а также адгезивы для ламинации, которые раньше приходилось заказывать за рубежом, теперь производятся внутри страны.
Наращивание производства линейного полиэтилена и полиэтилена высокого давления, каст-полипропилена, производства БОПП пленок;
Ожидается, что к 2022 году на рынке гибкой упаковки будет достигнут профицит мощностей, и этот баланс сохранится в среднесрочной перспективе.
Читайте нас в Telegram