Рынок автобусов
7% проданных в 2020 г. в РФ автобусов произведены в БеларусиСмежные рынки: Рынок автомобильных шин
Автобус — транспортное средство, предназначенное для перевозки девяти и более пассажиров. Автобусные перевозки составляют более 20% в транспортной системе РФ. Существует две основных разновидности автобусов – пассажирские и специальные (доработанные, усовершенствованные автобусы, дополненные с учетом сферы применения, например, ритуальный или автобус для перевозки инвалидов). По видам перевозок выделяют: городские, пригородные, туристические и междугородные. Автобусы также классифицируются по классам, в зависимости от длины корпуса и вместимости: Классы пассажировместимости: Особо малый: длина до 5 м, 20 (10 сидячих) мест; малый: длина 6-8 м, 40 (20) мест; средний: длина 8-9,5 м, 60 (30) мест; большой: длина 12 м, 90 (30-40) мест; особо большой: длина 16,5 м, 90-110 (>40) мест.
Объем и структура рынка
В 2020 году объем рынка новых автобусов (без учета легкого коммерческого транспорта) составил ░░░ тыс. единиц, что на ░░░% меньше, чем в 2019-м. Также сократился импорт на ░░░% к 2019 г. Существенно снизился экспорт – на ░░░%.
Более 80% рынка новых автобусов – российского производства. Доля импорта по итогу 2020 года составила 15%.
В 2020 г. среди производителей на первом месте «ПАЗ» (Павловский автомобильный завод). Его доля в общем объеме составила ░░░%, что соответствует ░░░ экземплярам (░░░%). Второе место занимает «░░░░░» (░░░░░░░░░░░░░░░, входит в ░░░░░) – за 2020 г. было куплено ░░░░ автобусов этой марки, (░░░% к 2019 г.). На третьем месте «░░░░░░» (░░░░░░░░░░░░░░░, входит в ░░░░░) - ░░░░ ед. (░░░%).
Импорт и экспорт автобусов
В 2020 году в Россию было ввезено ░░░ автобуса, что на ░░░% ниже в натуральном выражении, чем в 2019 г. (░░░ ед.). Основные импортные марки - МАЗ (Беларусь), YUTONG (Китай), Isuzu (Япония).
Из Беларуси импортировано ░░░% от общего объема импорта (░░░ ед.), ░░░% (░░░ ед.) ввезено из Китая, по ░░░% (░░░ и ░░░ ед.) ввезено из Японии и Турции.
В 2020 г. Россией было экспортировано ░░░ автобусов, на ░░░% меньше, чем в 2019 г. (░░░ ед.).
Основные экспортеры:
- ООО «ЛИАЗ» (ПАО ГАЗ)
- ПАО «НЕФАЗ» (КАМАЗ)
- ОАО «Павловский автобус» (ПАЗ)
- ООО «Ульяновский автомобильный завод»
Потребление на рынке
Сейчас в России более ░░░ тыс. автобусов — почти половина из них старше 15 лет. Это уровень выхлопов Евро-0, Евро-1 и Евро-2, тогда как в России действует Евро-5, а в европейских странах — Евро-6. На 1 января 2021 года даже нормам Евро-2 не соответствует ░░░% российского парка автобусов, что же касается стандартов Евро-5 и выше, то в РФ ему удовлетворяет лишь ░░░% парка автобусов.
Согласно Комплексной программе модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях, к 2025 г. планируется обновление до 75% парка транспортных средств с приоритетом: высокого уровня безопасности транспортных средств большой вместимости (не менее 50% парка); низкопольных; экологически чистых (электрический транспорт, автобусы, работающие на дизельном топливе стандарта не ниже евро-5, на газомоторном топливе).
Среди потребителей автобусов можно выделить государственные и муниципальные автобусные парки, частные автобусные предприятия, крупные производственные компании с собственными автопарками.
Крупные автобусные парки:
- ГУП «Мосгортранс», г. Москва, обслуживает ░░░ маршрутов наземного транспорта. В парке компании около ░░░ тыс. ед. транспорта.
- АО «Мострансавто», Московская обл., охватывает Московскую область, а также частично Москву (пригородные автобусные маршруты) и сопредельные регионы (Тульская, Калужская, Рязанская, Тверская области). Парк составляет ░░░ тыс. транспортных средств.
- СПб ГУП "Пассажиравтотранс", г. Санкт-Петербург, обслуживает ░░░ городских и пригородных маршрута. Парк автобусов ░░░ тыс. ед.
Инвестиционные проекты в отрасли
По данным Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России», по состоянию на июнь 2021 года в отрасли автомобилестроение, в категории автобусы, на активных стадиях находится 6 инвестиционных проектов, на общую сумму инвестиций в ░░░ млрд руб.
Наиболее крупные инвестиционные проекты в отраслях производства автобусов
Описание проекта |
Инвестор |
Местоположение |
Объем инвестиций |
Стадия проекта |
Срок реализации |
|
НЕФАЗ | Республика Башкортостан |
░░░ млрд руб | Модернизация | 2019-2022 |
Группа ГАЗ | Московская область | ░░░ млрд руб |
Планирование |
2020-2028 | |
АО «Транс-Альфа» | Ярославская область | ░░░ млрд руб. |
Планирование |
2021-2030 | |
АО «Транс-Альфа» | Вологодская область | ░░░ млрд руб | Предпроектные проработки |
2019-2024 | |
Строительство завода по производству экологически чистого вида транспорта (троллейбусы, электробусы) |
АО «Транс-Альфа» | Псковская область | ░░░ млн руб | Предпроектные проработки | 2020-2025 |
ООО «Алькор» | Краснодарский край |
░░░ млн руб | Предпроектные проработки |
2021-2023 |
Источник: Цифровая платформа «Инвестиционные проекты России» по состояниюиюнь на июнь 2021 года
Тенденции рынка
Последние несколько лет в РФ (и в Белоруссии) активно тестируются новые модели автобусов на экологичных видах топлива: взамен троллейбусам и традиционным автобусам на бензиновом или дизельном двигателе приходят либо автобусы на газомоторном топливе, либо электробусы.
Электробусы (всего ░░░ ед.) довольно активно внедряются и уже используется в Москве. Производители: две российские компании — КамАЗ и группа ГАЗ. В перспективе, по данным Минтранса, помимо Москвы электробусы вместо троллейбусов планируется использовать в Тюмени, Кургане, Владикавказе, Благовещенске, Астрахани, Перми.
Все большую популярность на российском рынке набирает газомоторное топливо: КПГ (компримированный природный газ) и СПГ (сжиженный природный газ).
Компримированный природный газ (КПГ) в качестве моторного топлива используют в основном городские и пригородные автобусы, грузовые малотоннажные автомобили, легковые автомобили, коммунальная, дорожная и сельскохозяйственная техника, которые имеют незначительный радиус обслуживания и возможность дозаправки в течение рабочего дня на АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция). СПГ наиболее эффективен для транспортных средств, имеющих значительный среднесуточный пробег и осуществляющих перевозки на дальние расстояния (для грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих междугородные и международные перевозки). Заправка транспорта на СПГ происходит на криоАЗС (криогенная автозаправочная станция).
Производство автобусов на КПГ освоили такие российские компании, как ООО «ЛиАЗ» (ПАО ГАЗ), ПАО «НЕФАЗ» (КАМАЗ) и холдинг Volgabus.
В 2021 г. в России насчитывается более ░░░ АГНКС, доля автобусов на КПГ составляет не более 5-7% от совокупного парка.
Использование СПГ в качестве газомоторного топлива в России также начинает активно развиваться. Серийный выпуск автобусов запущен в марте 2021 г одним производителем – ООО «ЛиАЗ» (ПАО ГАЗ). До этого партию автобусов на СПГ в количестве ░░░ ед. поставлял Минский автомобильный завод (МАЗ). Всего в Росси функционирует около ░░░ автобусов на СПГ, количество криоАЗС в 2020 г. составило ░░░ ед.
Существует ряд программ государственной поддержки и субсидирования производителей такого вида транспорта и заправочных станций для него. При этом также существует ряд сдерживающих факторов для данного рынка, например, ограниченные возможности перевода существующего парка транспортных средств на газомоторное топливо из-за конструктивных особенностей, значительного износа транспортных средств и по прочим причинам и недостаточное развитие сети сервисных центров по обслуживанию газомоторных транспортных средств.
В планах развития рынка газомоторного транспорта к 2024 г.:
Читайте нас в Telegram