Запрос на получение аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить полную версию статьи

* Обязательные для заполнения поля.

Рынок постаматов

За 5 лет число постаматов выросло в 35 раз

Смежные рынки: Рынок электронной коммерции 

Постамат – устройство, которое обеспечивает бесконтактную доставку товаров в пункт выдачи и позволяет покупателю в любое удобное время забрать заказ без необходимости ожидания курьера в определенный интервал времени, похода в магазин или почтовое отделение.

Объем и структура рынка

По данным Fortune Business Insights, объем мирового рынка постаматов в 2020 году составил ░░ млн долл. (прирост – 11% к предыдущему году). По прогнозам, рынок вырастет до ░░ млрд долл. в 2027 году (~в 2,2 раза по отношению к 2020 г.) (средний темп прироста – ░░% в год).

По данным Retail.ru, емкость российского рынка постаматов на 2020 год составила ░░ млрд руб.

Российский рынок постаматов развивается весьма динамично, так, на начало 2017 года, в России насчитывалось около 850 постаматов, а в 2021 году рынок расширился до 30 000 объектов.

Основная движущая сила рынка – развитие интернет-торговли; изменение потребительских предпочтений, формирование новых привычек в связи с воздействием ряда внешних факторов (пандемия Covid-19).

Структура использования каналов доставки из интернет-магазинов постепенно меняется, более популярной становится возможность самостоятельно забрать товар, не прибегая к взаимодействию с третьими лицами. В первой половине 2020 года, покупатели получили самостоятельно (в ПВЗ, постаматах и офлайн-магазинах) ░░ млн заказов — ~68% от всех посылок. Тогда как в 2016 году доля самовывоза товаров из ПВЗ и постаматов оценивалась в 20% от общего количества посылок, в 2018 году – в 30%, а в 2019 году значение по данному показателю достигло уже ░░% (данные рисунка ниже). 

Доля самовывоза из ПВЗ и постаматов в общем объеме всех видов доставки

 

Основные участники рынка

Российский рынок постаматов делится на две основные группы: логистические компании и маркетплейсы, которые развивают собственную сеть. Основные группы участников рынка постаматов

Первой группе принадлежит 70% рынка (по количеству размещенных постаматов). Второй группе (маркетплейсам, развивающим собственную сеть постаматов для внутреннего потребления) - 30% рынка.

Большая часть сетей логистических компаний состоит из собственных и партнерских точек, пункты могут принадлежать компании или открываться по франшизе.

Наиболее обширная сеть постаматов принадлежит компании Pick Point (27% рынка), второе место – Ozon (24%), далее – СберЛогистика и 5Post – 13% и ░░% соответственно. 

Структура рынка по участникам (по числу постаматов)

Инвестиционные проекты

По данным Цифровой платформы investprojects.info, по состоянию на ноябрь 2021 года реализуется 3 проекта, связанных со строительством или производством постаматов (почтовых терминалов), общая сумма инвестиций – ░░ млрд руб. Все проекты находятся на стадиях проектирования и предпроектных разработок.

Инвестиционные проекты строительства или производства

Описание проекта

Инвестор

Местоположение

Объем инвестиций

Стадия проекта

Срок реализации

Строительство терминала почты АО «ПОЧТА РОССИИ» Свердловская область, Екатеринбург ░░  млрд руб. Приостановлен на стадии проектирование 2015 - 2027

Строительство почтового терминала

АО «ПОЧТА РОССИИ» Санкт-Петербург ░░  млрд руб.

Предпроектные разработки

2020 – 2026

Строительство завода по производству постаматов

ООО «ОМНИСДЭК» Республика Татарстан (Зеленодольск) ░░  млрд руб.

Планирование

2021 - 2028

 

Инвестиционная активность в отрасли «Инфраструктура» («Логистические комплексы») показывает, что по состоянию на ноябрь 2021 года в отрасли реализуется ░░ проекта на сумму ░░ трлн рублей. Крупнейшие холдинги-инвесторы: ВАЙЛДБЕРИЗ (░░% в суммарном объеме инвестиций), ОЗОН ХОЛДИНГ (1%). Внедрение данных инвестиционных проектов способствует развитию инфраструктуры, необходимой для обеспечения складирования и распределения товаров для передачи их конечным пользователям через постаматы (почтовые терминалы). В 2021 году ░░% реализуемых проекта находятся в стадии «строительство», ░░% - в стадии «предпроектные разработки», ░░% проектов – «приостановлено».

Подробная карта инвестиционной активности в отрасли «Инфраструктура» («Логистические комплексы» - «Почтовые терминалы») представлена на Цифровой платформе «Инвестиционные проекты России».

Тенденции рынка

К основным тенденциям развития рынка постаматов можно отнести:

  1. Рост рынка за счет влияния пандемии; ожидается продолжение данной тенденции в связи:
  • с формированием привычки у потребителей к онлайн-покупкам
  • с ростом количества интернет-покупателей (в первые месяцы пандемии и введения ограничений в интернет-торговлю пришло не менее ░░ млн новых покупателей);
  • с увеличением спроса на бесконтактную доставку (сведение к минимуму контактов с третьими лицами);
  1. Рост конкуренции (как со стороны логистических компаний, старающихся покрыть максимум потребностей своих бизнес-клиентов и покупателей, предоставляя широкий спектр услуг «последней мили», так и со стороны маркетплейсов, которые в перспективе смогут продавать на логистическом рынке избыточные логистические мощности для других игроков).
  2. Рост интереса крупных компаний к развитию данного направления бизнеса, готовность и желание инвестировать в развитие новых технологий.
  3. Приближение точки насыщения рынка (в связи с высоким уровнем спроса в 2020 году и, как следствие, появлением новых игроков на рынке, расширением сетей действующими игроками, усилением конкуренции и т.д.).
  4. Стремление крупных игроков к консолидации, возможность укрупнения рынка.
  5. Рост количества сервисов в регионах.
  6. Повышение совокупного качества предоставляемых услуг за счет усиления конкуренции и использования инновационных технологий.
  7. Стремление к наращиванию логистической инфраструктуры и мощностей многими игроками на рынке, следствие – необходимость увеличения количества участников рынка производителей постаматов.
  8. Внедрение автоматизации, роботизации и искусственного интеллекта при коммуникации с клиентами, использование омниканальных платформ для обработки обращений потребителей) и мн. др.
  9. Развитие стратегического партнерства (примеры крупных партнерств в логистике для электронной торговли представлены в таблице ниже).

Читайте нас в Telegram