Рынок постаматов
За 5 лет число постаматов выросло в 35 разСмежные рынки: Рынок электронной коммерции
Постамат – устройство, которое обеспечивает бесконтактную доставку товаров в пункт выдачи и позволяет покупателю в любое удобное время забрать заказ без необходимости ожидания курьера в определенный интервал времени, похода в магазин или почтовое отделение.
Объем и структура рынка
По данным Fortune Business Insights, объем мирового рынка постаматов в 2020 году составил ░░ млн долл. (прирост – 11% к предыдущему году). По прогнозам, рынок вырастет до ░░ млрд долл. в 2027 году (~в 2,2 раза по отношению к 2020 г.) (средний темп прироста – ░░% в год).
По данным Retail.ru, емкость российского рынка постаматов на 2020 год составила ░░ млрд руб.
Российский рынок постаматов развивается весьма динамично, так, на начало 2017 года, в России насчитывалось около 850 постаматов, а в 2021 году рынок расширился до 30 000 объектов.
Основная движущая сила рынка – развитие интернет-торговли; изменение потребительских предпочтений, формирование новых привычек в связи с воздействием ряда внешних факторов (пандемия Covid-19).
Структура использования каналов доставки из интернет-магазинов постепенно меняется, более популярной становится возможность самостоятельно забрать товар, не прибегая к взаимодействию с третьими лицами. В первой половине 2020 года, покупатели получили самостоятельно (в ПВЗ, постаматах и офлайн-магазинах) ░░ млн заказов — ~68% от всех посылок. Тогда как в 2016 году доля самовывоза товаров из ПВЗ и постаматов оценивалась в 20% от общего количества посылок, в 2018 году – в 30%, а в 2019 году значение по данному показателю достигло уже ░░% (данные рисунка ниже).
Основные участники рынка
Российский рынок постаматов делится на две основные группы: логистические компании и маркетплейсы, которые развивают собственную сеть.
Первой группе принадлежит 70% рынка (по количеству размещенных постаматов). Второй группе (маркетплейсам, развивающим собственную сеть постаматов для внутреннего потребления) - 30% рынка.
Большая часть сетей логистических компаний состоит из собственных и партнерских точек, пункты могут принадлежать компании или открываться по франшизе.
Наиболее обширная сеть постаматов принадлежит компании Pick Point (27% рынка), второе место – Ozon (24%), далее – СберЛогистика и 5Post – 13% и ░░% соответственно.
Инвестиционные проекты
По данным Цифровой платформы investprojects.info, по состоянию на ноябрь 2021 года реализуется 3 проекта, связанных со строительством или производством постаматов (почтовых терминалов), общая сумма инвестиций – ░░ млрд руб. Все проекты находятся на стадиях проектирования и предпроектных разработок.
Инвестиционные проекты строительства или производства
Описание проекта |
Инвестор |
Местоположение |
Объем инвестиций |
Стадия проекта |
Срок реализации |
Строительство терминала почты | АО «ПОЧТА РОССИИ» | Свердловская область, Екатеринбург | ░░░ млрд руб. | Приостановлен на стадии проектирование | 2015 - 2027 |
АО «ПОЧТА РОССИИ» | Санкт-Петербург | ░░░ млрд руб. |
Предпроектные разработки |
2020 – 2026 | |
ООО «ОМНИСДЭК» | Республика Татарстан (Зеленодольск) | ░░░ млрд руб. |
Планирование |
2021 - 2028 |
Инвестиционная активность в отрасли «Инфраструктура» («Логистические комплексы») показывает, что по состоянию на ноябрь 2021 года в отрасли реализуется ░░░ проекта на сумму ░░ трлн рублей. Крупнейшие холдинги-инвесторы: ВАЙЛДБЕРИЗ (░░% в суммарном объеме инвестиций), ОЗОН ХОЛДИНГ (1%). Внедрение данных инвестиционных проектов способствует развитию инфраструктуры, необходимой для обеспечения складирования и распределения товаров для передачи их конечным пользователям через постаматы (почтовые терминалы). В 2021 году ░░% реализуемых проекта находятся в стадии «строительство», ░░% - в стадии «предпроектные разработки», ░░% проектов – «приостановлено».
Подробная карта инвестиционной активности в отрасли «Инфраструктура» («Логистические комплексы» - «Почтовые терминалы») представлена на Цифровой платформе «Инвестиционные проекты России».
Тенденции рынка
К основным тенденциям развития рынка постаматов можно отнести:
- Рост рынка за счет влияния пандемии; ожидается продолжение данной тенденции в связи:
- с формированием привычки у потребителей к онлайн-покупкам
- с ростом количества интернет-покупателей (в первые месяцы пандемии и введения ограничений в интернет-торговлю пришло не менее ░░ млн новых покупателей);
- с увеличением спроса на бесконтактную доставку (сведение к минимуму контактов с третьими лицами);
- Рост конкуренции (как со стороны логистических компаний, старающихся покрыть максимум потребностей своих бизнес-клиентов и покупателей, предоставляя широкий спектр услуг «последней мили», так и со стороны маркетплейсов, которые в перспективе смогут продавать на логистическом рынке избыточные логистические мощности для других игроков).
- Рост интереса крупных компаний к развитию данного направления бизнеса, готовность и желание инвестировать в развитие новых технологий.
- Приближение точки насыщения рынка (в связи с высоким уровнем спроса в 2020 году и, как следствие, появлением новых игроков на рынке, расширением сетей действующими игроками, усилением конкуренции и т.д.).
- Стремление крупных игроков к консолидации, возможность укрупнения рынка.
- Рост количества сервисов в регионах.
- Повышение совокупного качества предоставляемых услуг за счет усиления конкуренции и использования инновационных технологий.
- Стремление к наращиванию логистической инфраструктуры и мощностей многими игроками на рынке, следствие – необходимость увеличения количества участников рынка производителей постаматов.
- Внедрение автоматизации, роботизации и искусственного интеллекта при коммуникации с клиентами, использование омниканальных платформ для обработки обращений потребителей) и мн. др.
- Развитие стратегического партнерства (примеры крупных партнерств в логистике для электронной торговли представлены в таблице ниже).
Читайте нас в Telegram