Запрос на скачивание аналитики

Пожалуйста, корректно заполните поля, чтобы получить отчет в формате pdf

* Обязательные для заполнения поля.
Российское промысловое судостроение

Российское промысловое судостроение

Смежные рынки: Российский рынок судового оборудования, иллюминаторов и дельных вещейРынок судовых систем водоподготовки и водоочистки

Российский рыбопромысловый флот составляет основу материально-технической базы отрасли добычи и переработки водных биоресурсов.

Рыбопромысловый флот в РФ

В течение последних 10 лет состояние рыбопромыслового флота России характеризовалось двумя основными тенденциями: сокращением единиц флота и увеличением среднего возраста оставшихся в эксплуатации судов.

Основу российского промыслового флота представляют собой суда возраста, превышающего срок нормативного использования.

Структура рыбопромыслового флота РФ по возрасту судов

При нормативном сроке службы для различных категорий судов 12-20 лет по данным на 2017 год средний возраст промысловых судов по основным бассейнам составлял:

  • Дальневосточный бассейн – 26,3 года из 640 судов на промысле;
  • Северный бассейн – 25,7 года из 230 судов на промысле.

Это означает, что 90% судов рыбопромыслового флота эксплуатируются с превышением нормативного срока службы.  Стоит отметить, что нормативный срок службы – это установленный ведомственным документом условный срок, в течение которого суда должны сохранять работоспособность, а их стоимость полностью возмещаться за счет амортизации. Нормативные сроки службы судов были разработаны в советское время, составляют для малых судов – 12 лет, для средних – 19 лет, а для больших – 24 года. Средний возраст флота Северного бассейна моложе норвежского примерно на 2 года, датского – на 4 года, но старше исландского на 3 года, британского – на 5 лет и находится на уровне стран ЕС.

Импорт рыбопромысловых судов в РФ

Основным источником пополнения рыбопромыслового флота в РФ в последние годы был импорт судов иностранного производства.

В период с 2011 по 2016 год в Россию было поставлено 215 различных рыболовных судов. В 2016 году импорт судов составил 50 единиц, что стало рекордным показателем за последние 5 лет.

При этом необходимо отметить, что, по данным инвестиционно-аналитической группы «ПКР», большинство рыболовных судов, приобретаемых российскими компаниями за рубежом, являются бывшими в эксплуатации судами, возраст почти половины из них превышает нормативный срок использования уже на момент приобретения.

Перспективы развития рыбопромыслового флота в РФ. Государственные программы поддержки судостроения

Программой по развитию судостроения общая потребность в промысловых судах до 2025 года России оценивается примерно в 180 крупных и средних судов различного назначения и более чем 220 малых судов общей стоимостью более 170 млрд руб. Также в Программе уточняется, что российские судостроительные организации имеют возможность почти полного (до 90%) удовлетворения внутреннего спроса на средние и малые суда, а на большие океанские суда – до 60%.

На сегодняшний день в целях обновления флота в России разработаны меры поддержки отечественного судостроения через систему различных субсидий, направленных на развитие лизинга судов и морских сооружений, построенных на российских верфях на класс российского классификационного общества, а также на ускоренную утилизацию старого флота при одновременном заказе на верфи в РФ нового судна, также субсидию можно получить в рамках программ лизинга судов.

По оценке инвестиционно-аналитической группы «ПКР», самым мощным двигателем в рамках предпринимаемых государственных мер преобразований в рыбохозяйственном комплексе стала программа выделения квот на инвестиционные цели – строительство новых рыбопромысловых судов и рыбоперерабатывающих заводов, включая до 20% квот добычи водных биоресурсов (из них 15% планируется направить на поддержку судостроения, 5% – на развитие береговой рыбопереработки).

В механизм заложены требования к проектам и к самим инвесторам. В качестве основных критериев для отбора проектов установлены: строительство объекта на территории России, высокий процент локализации производства. При выполнении этих отлагательных условий положительное решение будет конвертироваться в разрешение на добычу.

В принятом Постановлении Правительства РФ от 25.05.2017 № 633 (ред. от 10.11.2018) определены основные виды судов рыбопромыслового флота, которые включены в программу выделения квот на инвестиционные цели – строительство новых рыбопромысловых судов в РФ, а именно:

для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна

  • траулер-процессор длиной свыше 105 м (с валовой вместимостью судна, составляющей более 5 000 рег. тонн);
  • траулеры-процессоры длиной свыше 95 и от 80 до 95 м (с валовой вместимостью судов, составляющей соответственно более 4 500 и 3 500 рег. тонн);
  • среднетоннажное рыбопромысловое судно длиной не менее 35 м (с валовой вместимостью судна не менее 500 рег. тонн);
  • среднетоннажное рыбопромысловое судно длиной не менее 25 м (с валовой вместимостью судна не менее 150 рег. тонн);
  • малотоннажное рыбопромысловое судно длиной не менее 25 м (с валовой вместимостью судна не менее 150 рег. тонн);

для Северного рыбохозяйственного бассейна

  • траулер-процессор длиной свыше 80 м (с валовой вместимостью судна, составляющей более 3 500 рег. тонн);
  • траулер-процессор длиной свыше 55 м (с валовой вместимостью судна, составляющей более 1 500 рег. тонн);
  • ярусолов-процессор длиной более 55 м (с валовой вместимостью судна, составляющей более 1 500 рег. тонн);
  • траулер-свежьевик длиной свыше 30 м (с валовой вместимостью судна, составляющей более 300 рег. тонн).

Судостроительные заводы в РФ

В России имеются компании-проектанты, разрабатывающие конструкторскую и технологическую документацию для строительства рыбопромысловых судов и не менее 13-ти судостроительных заводов, которые могут осуществлять строительство рыбопромысловых судов, в том числе:

  • В европейской части РФ: АО «Судостроительный завод «Северная Верфь», АО «Балтийский завод», АО «Выборгский судостроительный завод», ОАО «Адмиралтейские верфи», АО «Центр судоремонта «Звездочка» и некоторые его филиалы, АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», АО «Средне-Невский судостроительный завод», АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», СЗ «Вымпел» (г. Рыбинск) АО «Ярославский судостроительный завод», АО «Сосновский судостроительный завод» и другие.
  • На Дальнем Востоке: ОАО «Амурский судостроительный завод» (от маломерных до крупнотоннажных судов), ОАО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции», г. Благовещенск (от маломерных до среднетоннажных судов), ОАО «Николаевский-на-Амуре судостроительный завод» (возможно строительство маломерных и среднетоннажных судов), ОАО «Хабаровский судостроительный завод» (возможно строительство среднетоннажных судов), ОАО «Дальневосточный судостроительный завод «Звезда».

Описание проектов, для которых проводилось исследование:

Новости по проектам